Чем рискуешь при выборе бизнес-партнера?


статья для сайта Волгоградского Делового телевидения
Удивительно, но к выбору партнеров для близкого общения обычно люди подходят с большей осторожностью, чем к выбору партнеров для бизнеса. В сфере общения у предполагается думать заранее, прежде чем делать шаги к сближению. А вот в деловой сфере все больше рекомендаций, что делать уже после того, как проблемы уже начались, но мало конкретных инструкций для выбора бизнес-партнера.
Оно и понятно, ведь современная история создания мировых брендов говорит о том, что главным фактором, повлиявшим на совершение крупных сделок, изменивших мир, является социальный капитал договорившихся сторон. Попросту говоря, личные знакомства. И в этом смысле бренды с миллиардным оборотом и мощным влиянием на мировую экономику принципиально не отличаются от малого семейного бизнеса, типа мини-пекарни или химчистки.
По сути то, как люди выбирают партнеров для близкого общения вполне можно экстраполировать и на выбор партнеров в бизнесе.

  Согласно исследованиям психологов и социологов, люди выбирают себе партнеров по следующим причинам:
Внешняя красота и привлекательность. Применительно к бизнесу можно сказать, что привлекательным для бизнес-партнерства в разных случаях будет известность бренда, его узнаваемость и популярность, а также наличие фирменного стиля.
Черты характера, социальный статус. Привлекательным будет бизнес с хорошей репутацией и имиджем. Включая имидж и репутацию сотрудников компании, ее партнеров и персон, представляющих этот бренд. Не менее важен здесь вид юридического лица компании.
Ресурсность. К основным ресурсам при выборе партнера относятся его здоровье и финансовый статус. В отношении бизнеса здесь сыграют роль активность бизнеса, его денежный и товарный обороты, отсутствие текучки сотрудников ( если это не связано со спецификой бизнеса), размер его активов и пассивов и уставной капитал.
Исходный код. Сексуальных партнеров в большинстве своем мы выбираем бессознательно и исключительно по признаку генетической совместимости. С партнерами для брака и дружбы важность совпадения ДНК становится менее важной, но очень ощутимой.  А вот бизнес-партнеров мы также выбираем во многом бессознательно, но скорее руководствуясь некими социальными моделями и сценариями, усвоенными нами как опыт выживания прежних поколений. Проще говоря, если в сознании есть память (своя или кого-то из членов семьи) о потерях из-за участия в рискованных предприятиях, то скорее всего мы будем избегать рискованных бизнес-сделок. Если же есть опыт большого успеха там, где было мало на это шансов - вполне возможно, то мы будем более креативны и менее ограничены в бизнес-стратегиях, и следовательно , и в выборе бизнес-партнеров.
Однако бизнес это вам не отношения на доверии. Одних знакомств недостаточно для бизнес-успеха. Да и уровень нравится\не нравится в бизнесе хоть и работает, но его недостаточно.
Несколько исторических примеров.
Американская компания  WorldCom была одной из первых в сфере телекоммуникаций, ей принадлежало более половины интернет-трафика в США. Но в 2003 году компания рухнула по причине решений топ-менеджмента, отчетность о которых выглядят как мягко сказать “неоднозначная”.В отчетных документах было указано, что  $3,8 млрд были потрачены на покупку оборудования и недвижимости для компании. На самом деле эти деньги были израсходованы “ на поддержку бизнеса”. Из-за этого инвесторы компании слегка ошиблись в своих ожиданиях от полученного дохода.
Похожая история случилась с компанией Enron, только в этом случае пострадали сотрудники. Enron была процветающим энергетическим предприятием в США, до тех пор, пока не были выявлены факты подделки отчетности в компании, скрывавшие мошеннические финансовые схемы с целью вывода денег в офшоры.
В 2001 году Enron стала банкротом. Все ее сотрудники лишились не только работы, но и практически всех своих сбережений, так как они инвестировали около 2 млрд долларов в пенсионный фонд компании.
Кроме коррупции и мошеннических финансовых схем, крупный бизнес с вековой историей может пойти ко дну. Так случилось с компаниями Nokia и Kodak, где не были учтены условия изменившегося рынка и перехода к цифровым технологиям. Так случилось с кинокомпанией Metro-Goldwyn-Mayer, основанной в 1924 году и обанкротившейся в 2010. Здесь также имела место ошибка в управлении: создание эпических и оскароносных фильмов оказалось финансово неэффективным, не был найден баланс между искусством и бизнесом.
Крупный бизнес и миллиарды убытков - это не про нас? Да, но пострадать от неудачного бизнес-партнерства можно в бизнесе любого масштаба.
Представьте: вы успешная компания, вы заказываете сайт у фирмы-исполнителя. Вы оплачиваете покупку доменного имени и всех необходимых технических моментов. Вам успешно делают сайт, и вы несколько лет им пользуетесь достаточно успешно. Но когда вы решаете обновить сайт и добавить на него новые возможности для ваших клиентов, выясняется, что вы не можете этого сделать, так как ваш домен зарегистрирован на сотрудника компании, выполнявшего ваш заказ. У вас только доступы к сайту, а домен, который вы купили и оплачивали несколько лет, вам не принадлежит. А сотрудник давно уволился.
Еще вариант проблем в современном бизнесе. Представьте: вы продаете товары, реклама которых в интернете регламентируется законодательством РФ. Вы, как это все сейчас делают, нанимаете “ девочку” - для продвижения вашей продукции. Вы платите небольшие деньги, и вроде все нормально - ежедневные посты, отчеты по переходам на сайт. А потом вы получаете претензию о нарушении закона о рекламе, и вам грозит штраф.
Если реклама вашего бизнеса не требует особой регламентации, недобросовестный или же малокомпетентный админ сайта может допустить ряд нарушений (авторское право, персональные данные, использование сервисов) из-за которых поисковые системы могут понизить ваш сайт в выдаче.
Заключив договор подряда, можно нарваться на несоблюдение сроков оплат в связи с арестованными счетами Подрядчика. Договор аренды не гарантирует сохранности имущества, особенно если арендодатель не соблюдает требования пожарной безопасности. При договоре солидарной ответственности риски вообще могут быть разнообразными. При найме сотрудника или при заключении договора на оказание услуг тоже есть риски.
А еще есть имидж. Личный имидж конкретных лиц - владельцев и сотрудников и имидж компании. Иногда для бизнеса имидж дороже денег.
Чем же ты реально рискуешь при выборе бизнес-партнера? Репутацией. Деньгами. Имуществом. Будущим. Так же как и в браке. Выбирай сердцем, головой, интуицией. Ведь это бизнес - ничего личного. Почти.
Эвелина Гаевская специально для vd-tv.ru
© Эвелина Гаевская
Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях



Комментарии

Популярные сообщения