Притча об оскорблениях. Полный контакт или отказ от контакта?
фото https://www.firestock.ru
Есть известная буддистская притча про оскорбления, два варианта этой притчи я приведу ниже. В этом посте хотелось бы поговорить об интепретациях и смыслах это притчи.
Основная фабула притчи это свободный выбор Будды, с чем взаимодействовать, а с чем нет. Фраза " Я отказываюсь принимать ваши дары, заберите их себе и делайте с ними, что хотите" выражает сразу несколько аспектов осознанного социального поведения человека.
1. Фильтр информации.
Есть интересный феномен, открытый еще в 20е годы прошлого века советским нейрофизиологом А.Р. Лурия во время экспедиций в отдаленные районы страны. Выяснилось, что в зависимости от культуры у человека может меняться восприятие предметов и событий. Некоторые реально существующие явления могут попросту не восприниматься сознанием человека, он реально не видит, не слышит, не реагирует на реальные факты. Или же разные по форме предметы могут восприниматься как одинаковые. Подробно этот феномен описан в работе Культурные различия и интеллектуальная деятельность
немного об этом феномене в видео Как влиять на поведение людей посредством информации
https://youtu.be/XGu-UoYQ3ms?list=PLySHvl4uS4JKnfzpx3nD06cMuwqnd8Ni3
Будда в притче фильтрует информацию по принципу полезно\неполезно, и с равным отношением может отказаться как от фруктов, так и от бранных слов. То есть " не видит" разницы, и поэтому не реагирует по-разному, оскорбления его " не трогают". Но, конечно, Будда замечает " дары" извне, поэтому у него есть реакция. Одинаковая.
Прокачать в себе равноценное отношение к разным, на первый взгляд, вещам можно любому человеку.
2. Уважение к границам людей.
Потребности других -такая же ценность, как потребность Будды. Поэтому " я не принимаю, поэтому вы должны забрать свои дары и делайте с ними, что хотите". Для чего-то людям нужно оскорблять других. Для чего-то им нужно проявлять агрессию, и они имеют на это право, право на удовлетворение потребности. И Будда проявляет уважение к потребностям других оскорблять его, не спорит, не обесценивает их слова.
3. Возврат к источнику.
Оскорбление другого вовсе не конечная цель, через оскорбление люди пытаются что-то сообщить миру о себе. Потребность оскорблять других, проявлять агрессивность, часто возникает, если люди не услышаны значимыми для себя людьми. Или же не могут по каким-то причинам предъявить, высказать кому-то претензии о своей неудовлетворенности жизнью. В этом смысле характерно, что Будда " возвращает" оскорбления туда, откуда они " пришли" - в семьи, "по своим домам". Для любого человека важно признание его значимости прежде всего близкими, родными, знакомыми. И если этого не происходит, то " делайте , что хотите с вашими дарами у себя дома", разбирайтесь с ближним кругом своего окружения. Будда в притче понижает уровень агрессии от Социумного я ( внешние социальные связи) до Родового Я ( семья и близкие).
см термины в Тезаурус а также посты по тегам
4. Проактивность и игра с ненулевой суммой
Неверно думать, что Будда соглашается с улыбкой " терпеть" произвол в свой адрес. Также не совсем правильно считать, что в притче просто пример "отзеркаливания" в формате " Вы сами не без греха". Нет, Будда занимает активную позицию, активно реагирует на действия оскорбляющих. И есть простой аргумент в пользу того что взаимодействие состоялось - наличие результата.
Есть два вида контакта - конфликт и резонанс. В первом случае результатом будет разрушение ранее существующего, во втором - усиление. Можно лишь предполагать, как изменилась жизнь тех, кто пытался оскорбить Будду, но было и разрушение и усиление. Была усилена позиция Будды, как осознанной и свободной личности, имеющей право на выбор. И была разрушена идея людей из деревни о том, что оскорбить можно любого, что также принесло им пользу. Ситуация, когда " в выигрыше" обе стороны называется Игрой с ненулевой суммой
Также на тему культурного кода читайте пост Когда расстановки не работают
© Эвелина Гаевская
ПРИТЧА ОБ ОСКОРБЛЕНИЯХ, 2 варианта, отсюда https://vk.com/topic-30582605_25686205
ПРИТЧА ОБ ОСКОРБЛЕНИИ
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
— Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»
Один человек из толпы сказал:
— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.
ПРИТЧА О МОЛЧАНИИ
Шел как-то Будда вдоль деревни. Вдруг несколько человек, собравшихся на улице, принялись оскорблять его. Он слушал молча, сохраняя спокойствие. И стало из-за этого спокойствия обидчикам как-то не по себе.
“Тут что-то не так, – подумали они.
— Мы оскорбляем человека, а он слушает нашу речь как музыку”.
Один из них обратился к Будде:
— Ты что, не понимаешь, о чем мы говорим?
— Если бы я не понимал, то не стал бы молчать, – ответил Будда. – Если бы вы пришли ко мне лет десять назад, я бы бросился на вас с кулаками. Тогда я еще не понимал. Теперь понимаю. И не могу наказывать себя из-за вашей глупости. Ваше дело оскорблять меня или нет, но мое право не принять ваши оскорбления. Вы не можете мне их навязать. Я от них просто отказываюсь. Они меня недостойны. Можете забрать их себе.
Комментарии
Отправить комментарий