понедельник, 23 января 2017 г.

Заткнись, не пой! Или об уважении к чувствам


Описание изображения
 Заткнись, не пой! или об уважении к чувствам 

У людей особое отношение к эмоциям. В разных обстоятельствах одни и те же эмоции могут быть как социально одобряемыми, так и отрицаемыми. Связано это с историческими и культурными традициями, конечно. 


Как-то в одном разговоре был приведен пример с мальчиком-школьником из семьи православных христиан. На перемене, когда все дети ведут себя как дети, ну, вы понимаете, этот мальчик всегда тихонечко сидел на стуле. С очень серьезным и сосредоточенным лицом. Когда учительница спросила его, почему он не играет вместе с другими школьниками, он ответил: « Я молитву творю». Такой вот тихий и серьезный ребенок, редко улыбающийся и почти никогда не хохочущий. Предположительно, в культурной религиозной традиции нашей страны не слишком одобряется проявление бурной радости. Сравните с поведением верующих-баптистов, например, как они веселятся во время служб. 

К счастью или к сожалению, запрет на проявление радости и веселья не слишком силен. Наверное, благодаря современным веяниям, таким как позитивное мышление. Но тут уже обратная сторона медали. В современном обществе уже считается неправильным, чтобы человек грустил, чувствовал себя несчастным или даже просто « думал о плохом». Надо думать только о хорошем, to be smile. Пусть все будут счастливы, как говорил герой фильма « Формула любви». Отсутствие радости и веселья рассматривается практически как угроза существованию. Ведь « если кто-то не захочет быть счастливым, он умрет». 

Кроме эмоции радости и грусти, есть еще две базовые ( элементарные) эмоции (мы опираемся на самую краткую классификацию базовых эмоций). Эти эмоции – страх и злость (гнев).  И тут тоже есть запреты. Если страх еще как-то более-менее принимается как неизбежность, потому что связан с выживанием, а значит, полезен, то вот гнев…В лучшем случае принимается так называемый «праведный гнев», но и то, частично, с оговорками. 

Пожалуй, право на проявление эмоции гнева наиболее отрицаемое. В социуме существует запрет на природную реакцию агрессию, ведь агрессивность явно не является характеристикой законопослушных граждан. А еще человек, испытывающий эмоцию гнева, вызывает страх. Помните выражение « страшен в гневе»? Смысл здесь подан очень буквально. А поскольку эмоцию гнева можно еще назвать ЯРостью, в противовес эмоции РАдости, становится понятно, почему проявление эмоции гнева часто под запретом. Древние берсеркеры, осознанно входившие в измененное состояние сознания, в состояние ярости, становились практически неуязвимыми в бою. 

От общепринятого статуса тех или иных эмоций, от деления эмоций на негативные ( от которых, якобы надо избавляться) и позитивные (которые надо в себе всячески культивировать), зависит реакция окружающих на вас. А также, степень вашего невроза, если вдруг вы позволите себе «не ту» эмоцию. Прессинг со стороны социума обеспечен, в самых разнообразных и извращенных формах. 

Если человек говорит о любви к другому человеку, о той радости, которую он испытывает от общения с ним, как правило, окружающие весьма снисходительны и готовы порадоваться вместе. Не имеет значения, если объект любви и причина радости объективно является каким-нибудь уродом ( дада, все относительно, но есть же и некие природные стандарты!). Потому что это же хорошо и одобряемо – любить и радоваться. Неважно, что там урод! 

Если человек грустит, тут начинается тормошение со стороны окружающих : «Ну, ты чеееее…..хватит сопли жевать!». Грустить нельзя, непозитивненько! Если же человек проявляет гнев, то никакие причины, а также объективная уродливость\ тупость объекта гнева почти никого не волнуют. Всегда появляются, во-первых, советчики, во-вторых, спасатели. Первые реагируют в стиле « Плюнь и разотри! Не обращай внимания на всяких идиотов!». Вторые с разной степенью агрессивности начинают доказывать, что на такого хорошего человека нельзя гневаться и гневающийся ну совсем непрааав…Малая группа третьих, не отрицающих проявления чужого гнева, делится, в свою очередь, на «праведников», любителей шоу и собственно уважающих чужой гнев. Сами понимаете, сколько их. 

С точки зрения физиологии существования, эмоции должны быть отреагированы, поскольку эмоции являются маркером тех или иных потребностей. То есть для той или иной эмоции всегда есть основания и объективные причины. В этом смысле реакция в виде запрета или отрицания чужих эмоций является неуважением и агрессией по отношению к человеку и его личным границам. Каждый имеет потребность выразить эмоции и право на их выражение. И базовые эмоции потому и называются базовыми – они составляют основу нашей эмоциональной разумности. 

© Эвелина Гаевская

Translate

Ярлыки

агрессия анна варга анонс архетипы ассоциации базовые прошивки базовые прошивки фрактальные комплексы бизнес битые фракталы видео власть выбор гендер генетика деньги доминирование женские инициации женщина в социуме жизненные циклы жизнь теория практика записки ФА-консультанта игра с ненулевой суммой имидж имя инициации институт инновационных технологий интернет интернет-профессии информационное поле информационные вирусы информационный иммунитет информация инфотехнологии искусство как выйти из кризиса кинематограф книги коллективное сознание контакт конфликт креативное я кризис культурный код курс индивидуального коучинга эвелины гаевской литература личные границы локус контроля лурия манипуляции сознанием маркетинг матрицы медитации мемы мероприятия метафоры мифы мода мозг мотивация мужчина и женщина мышление намерение нарциссизм нейрофизиология о женщинах и их любви к мужчинам освоение отзывы о компаниях. целеполагание отношения падения моделей на подиуме видео память поколений персональный бренд поведенческий фк потребности предсобытие притча об оскорблениях притча про слона и мудрецов притчи проекция проживание потери профанация психотерапии пси-защиты пси-практикум психология психотравма ресурсы рецензии речь ритуалы родительская фигура Родовое Я ролло мэй руны русская вышивка сам себе психолог самооценка саморегуляция сексизм в рекламе сексуальность семейная система семья сериал однажды в сказке символы симпатическая магия синхроны системное мышление системное я сказкотерапия событийный фк сонди социальные сети социальные тренды социальный капитал социумное я судьба судьбоанализ супер-эго сценарий счастье творчество телесная разумность технологии влияния точка бифуркации треугольник карпмана-берна удовлетворение уникальное я ФА-практика фа-структура личности феномены сознания фигура отца Физическое Я философия философия игры фильмы финансовая разумность фон фракталы в психологии фрактальная ветка фрактальная динамика фрактальные комплексы фрактальный анализ фрэзер золотая ветвь целеполагание цикличность цнс эволюция эмоциональная разумность энергетическая яма эшер я рекомендую язычество nova

Аккаунт ФБ