Символика русского орнамента.
Символика русского орнамента.
Гунбин В.В., фольклорно-этнографическая студия «Матица».
Символика русского орнамента.
«У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии:
каждая черточка тут имеет своё значение, является словом, фразой,
выражением известных понятий, представлений».
Стасов В.В. Русский народный орнамент: Шитье, ткани, кружево. Вып.I CПб, 1872 г
Ткачество, вышивка, кружевоплетение – традиционные женские занятия в русской деревне. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства от матери – к дочери, от бабушки – к внучке. До наших дней на полотенцах, скатертях, одежде, головных уборах дошли «узоры», «узорочье» из седой старины.
Они были не просто декоративными элементами бытовых предметов, а несли определённое смысловое значение, имели собственную энергетику.
В Вологодской области Кадуйского района Великосельского сельсовета я уточнял у местных жителей об одном из увиденных явлений природы. В конце июля-августа несколько раз в разное время, чаще под вечер, в сумерках, наблюдались мной сполохи небесного огня над хлебными полями. Эти огненные сполохи были подобны сверкающим молниям, вспыхивая то в одном участке неба, то в другом, но без грома, озаряя безмолвно поля. Великолепие – просто потрясающее. В селе Великое, в деревне Ступолохта (Ступоловка) старики назвали это явление «хлебозорка», «хлеб зорится», когда небесный огонь питает своей силой хлеба. Первобытная магия в действии, да и только. Вот это явление передачи небесной силы для роста и созревания, и её приятие хлебными полями можно перенести и в энергетику орнаментов.
Узоры, узорочье, «у зори», «зорится» - это описание силы через ткань орнамента, где знаки-символы, по народному «узорки» (для сравнения: «искорки» - энергетическое значение, «буковки» - смысловая нагрузка), в зависимости от своего расположения передавали силу пожелания плодородия земле, приплода скоту и плодовитости женщине через солнечные образы. Чем-то это похоже на знаки для посадки самолетов/вертолётов, ни где попадя, а в определённые места. Причём солнечные «узорки» - для привлечения сияния солнца, лунные – для привлечения силы луны, испрашивая, таким образом, благословения неба и показывая светилам, что они принимаемы людьми и желанны. Женщины надевали самые нарядные рубахи во время трудовых праздников, когда испрашивали и славили одновременно природные силы. К примеру, первый выгон скота в мае на пастбище, с Иванова дня на сенокосе, во время страдной поры на жатву. В это время пожелания символов, заложенные в орнаментах одежды соприкасаясь с травами и землей, подобно «хлебозоркам» раскрывают своё содержание, женская и растительная силы взаимно питают друг друга.
А теперь от энергетического наполнения символов перейдём к смысловому содержанию.
«Узоры», «узорочье» происходят от двух слов: «уз» («узы, узел» - соединение, переплетение; к примеру, узы братства, семейные узы) и «ор» (говорить, рассказывать, выговаривать) – «говорящее переплетение» нитей.
О чём же узоры рассказывают? Какие образы несут? К кому обращены? Какие желания сердца и веления разума вложены женщиной в них?
Чтобы ответить на эти вопросы давайте порассуждаем о крестьянской семье. Какие базовые функции она выполняет?
1. Продолжить род. «Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек» говорит пословица.
2. Прокормиться. И «кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет».
Продолжить род – значит «увеличить численность едоков». Прокормиться – значит обеспечить едой всю семью. В чём здесь опасность? Голод. Что ему способствует? Недостаток в трудоспособных сородичах, падёж скота, неурожай поля, неудачи на охоте/рыболовстве, невостребованность в ремесле. В зависимости оттого, что приносит достаток семье. Такова проза жизни.
Все остальные функции семьи вытекают из этих и становятся первоочередными: защитная, социальная, нравственно-воспитательная, информационно-практическая. В чём они заключаются?
Защитная функция семьи: сохранить и преумножить от случайных лишений то малое, что имеешь. Нужда, болезни, бесплодие, разграбление, пьянство, стихийные бедствия, потеря кормильца, война – основные несчастья семьи. От этого и оберегаются.
Социальная функция семьи: сегодня ты кормишь детей – завтра они кормят тебя (впрочем, это не факт), поддержка немощных и одиноких сородичей, поддержка подрастающего поколения. Пословицы говорят: «долг платежом красен», «детки хорошие – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец», «птица радуется весне, а младенец – матери», «при солнышке тепло, при матушке добро».
Нравственно-воспитательная функция: система отношений между людьми (свои, свои/чужие, чужие), между старшими- младшими в семье, между человеком и миром, отношение к труду/отдыху. Пословицы говорят: «где любовь да совет, там и горя нет", «полна хата детей, так и счастливо в ней», «за морем и веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё», «родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь», «где сосна взросла, там она и красна», «красна птица перьем, а человек уменьем», «любовь к труду у людей на виду», «откладывай безделье, да не откладывай дела», «хорошо тот воспитан, кто трудом испытан», «живи своим умом, а честь расти трудом», «землю красит солнце, а человека – труд», «добрая слава дороже богатства», «труд и счастье в одном доме живут».
Информационно-практическая функция семьи: передача опыта и знаний от старшего поколения младшему – традиций и мастерства, трудовых навыков и справления праздников. Пословицы говорят: «ищи добра на стороне, а дом люби по старине», «не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства», «металл закаляется в огне, а человек – в работе», «ремесло пить-есть не просит, а само кормит», «какова пряха, такова на ней и рубаха», «не тем красен пир, что в трубы трубят, а тем, что люди людям любы».
Исходя из потребностей семьи, и следует начать отсчёт поиска смысла узоров.
Сила образов узорочья запечатлённых в ткачестве, вышивке и кружеве сродни силе образов заговорного слова и молитвы. Это обращение к высшим силам и стихиям природы о неизменности круговращения бытия и включение в это движение каждого отдельно взятого члена семьи, как частицы этого мира.
Цикличность пространственно-временного континуума имеет 3 константы (постоянные составляющие) – место, действие и вариационную возвратность к изначальной точке отсчёта. Место действия берёт начало в той точке, где ты пребываешь, и распространяется по сторонам света: восток-юг-запад-север. А действие проявляется в неизменной смене/повторяемости и времени суток (утро-день-вечер-ночь), и времени года (весна-лето-осень-зима), и круге жизни человека (рождение-созревание-старение-смерть). А включению в эти процессы людей помогает «обряд» - «включение в ряд», более понятно будет «включение в ритм» текущих событий. Как только ритм прерывается, стопорится – приближаются голод, болезни, бесплодие, смерть.
«Порядок» - «по ряду», «в ряду» - включённость в естественный ритм событий. «Непорядок» - «не по ряду», «не в ряду» - выпадение из ритма событий. Это подобно тому, как в потоке интенсивного движения машин вклинивается новичок и своей суетой ломает весь ритм движения отлаженного потока автотранспорта, создавая опасную ситуацию на дороге и для себя и для других водителей. И как инструктор помогает обрести опыт ученику в вождении автомобилем, так и наставничество в обрядах позволяет не выбиться из природных ритмов, сохранить устойчивость в сложных жизненных ситуациях. Например, смерть близкого человека и его похороны. Или, более далекое для понимания городского жителя, такое выражение, как «пошла обрядить скотину». То есть задать корм, подоить, к примеру, корову. Такова сила обряда – убрать из сознания суету и направить мышление в практичное русло конкретных действий, освободить от ступора и творчески решить, казалось бы, тупиковые задачи. Но «это присказка, не сказка, сказка будет впереди».
Орнамент называли «искусством ритма», так как у него имелась своя цикличность, подобно повторяемости круговых ритмов природы. Это не просто украшение ткани, а система иносказаний, раскрытие через символы-ключи своеобразного гармонизирующего источника, поддерживающего благополучие семьи. Что же несёт орнамент в себе? Какие функции он выполняет?
• Создаёт позитивный настрой на здоровье, счастье, достаток;
• Способствует плодородию земли и плодовитости женщины;
• Прописывает намерения человека через узоры;
• Является оберегом от внешних повреждающих воздействий;
• Передаёт знания об образе мира и способах взаимодействия с ним;
• Сообщает о принадлежности к роду-племени, так как узоры передавались по наследству;
• Говорит о непрерывности взаимосвязи поколений между предками и потомками.
Мне бы хотелось рассказать, о том, как орнамент, несущий символы в ткачестве, вышивке, кружеве и вязании воздействует на сознание человека, и какое смысловое значение он привносит в повседневную жизнь. А также о том, как посредством узорочья одежды и бытовых предметов (полотенца, скатерти, подзоры и т.д.) женщина передавала миру своё послание о продолжении рода, сохранении здоровья и достатка в семье.
Символика геометрического орнамента.
Расположение. На ткани узоры располагаются в полосе, прямоугольнике, квадрате в соответствии с формой украшенной вещи.
О цвете. Основной цвет ткани – белый, а композиции прорисовывались либо по белому белым, либо по белому красным. Символика цвета следующая. Белый цвет – это цвет чистоты, невинности, смерти, точнее переходного состояния из одной сферы жизни в другую, символ самого перехода, а кроме того это свет поднебесного мира, Белый свет. Охранные узоры прописывались невидимо – белым по белому, и читались на просвет в лучах солнца или огня. Основным цветом для прорисовки орнамента был красный. Красный цвет – это цвет жизни, плодородия, сияния небесного огня, символ рода, как большой семьи людей. В древности он был посвящён Роду – единому богу природы и жизни, подателю небесных благ, производителю всего живого, творцу Вселенной и человека. С красным цветом связана энергетика «озарения». Белый и красный цвета составляли всё многообразие узорочья, а многоцветье появилось намного позднее. Теперь перейдём от цвета к составлению орнаментальных цепочек и картин.
Узоры слагаются в 3 типа композиций:
1. Продольный орнамент (в виде полосы, прямоугольника) украшает пояса, скатерти, рубахи, подзоры, полотенца. Он состоит из ритмично повторяющихся, в определённом порядке, знаков-символов. Если посмотреть на представленный здесь рисунок солнышка как бы сверху, то его можно совместить с подолом рубахи, сарафана – то же солнышко, озаряющее ткань, но на одежде. А все виды продольного орнамента, исходя из этого положения, можно считать круговыми, производными от назначения и замысла ткачихи.
Рассмотрим пять вариантов продольного орнамента:
• «По одынке» («по одинке», «по одному») – ритмичное повторение одного знака-символа.
• «Парный» - перемежающее повторение двух знаков-символов.
• «Хоровод» - ритмичное/попеременное соединение одного/двух знаков-символов.
• «Круговой» - чередование перевёрнутых/прямых знаков-символов продольной композиции после объединения верха/низа окружности.
• «Змейка» - зигзагообразная линия, меняющая направление знаков-символов по косой оси вверх и вниз.
• Смешанные варианты.
2. Сетчатый орнамент (в виде развёрнутой по пространству полотна видимой/невидимой сетки) украшает рукава женских рубах, передники-занавески, где знаки-символы накладываются на узлы-коленца от пересекающихся между собой нитей сетки.
3. Продольно-сетчатый орнамент представляет собой раскинутую по всему пространству полотна сетку, где знаки-символы располагаются как по коленцам, так и по ячейкам сетки, покрывая сплошным узором ткань.
К примеру, у скатерти. Часто этот тип композиций может трактоваться как продольный орнамент после выделения полосы (один ряд «сетки» представлен полностью, а остальные фрагментарно) или прямоугольника (представлено для обозрения от двух и более рядов «сетки»). Все орнаменты состоят из знаков-символов, подобно тому, как предложение состоит из слов, а слова из букв. Через них составленный узор несёт своё послание миру. Рассмотрим коренное значение некоторых символов.
Крест.
Равносторонний крест есть символ солнца на небе и огня на земле. Он изображается в виде четырёх лучей. «Светит солнышко на весь белый свет, на все четыре сторонушки». Причём прямой крест означает нахождение в наивысшей точке расцвета, на вершине. К примеру, в сутках – это полдень, когда солнце пребывает в зените своей силы. А косой крест («огнивец») обозначает движение, является символом перехода из одного состояния в другое, причем идет преобразование одного качества в совершенно иное, ранее, быть может, не ведомое человеку. Допустим в круге жизни – это рождение человека, свадьба, принятие веры. Так косым был крест апостола Андрея Первозванного – «Андреевский крест».
Слово о свастике.
Свастика – крест с загнутыми концами в правую или левую сторону. В переводе с санскрита «суасти» значит «счастье». «Суасти Аста!» – «Да будет благо всем!», так можно перевести силу пожелания этого знака. Синонимы: кривоножка, кривонога, ярга, коловрат.
Как рождается свастика?
Свастика является огненным знаком и рождается при вращении креста. Когда крест вращается слева направо, по часовой стрелке, по солнышку, посолонь, то пламя отклоняется воздухом влево – это правосторонняя (прямая) свастика. Когда крест вращается справа налево, против часовой стрелки, то пламя отклоняется влево – это левосторонняя (обратная) свастика. Таким образом, правосторонней свастикой именуется крест, концы которого загнуты налево, а левосторонней свастикой является крест, с концами загнутыми направо.
Если свастика является сложносоставной, то срединная и окраинная части символа могут двигаться как в одном потоке, так и во взаимно противоположных направлениях. Здесь следует ориентироваться по коленцам средины символа, несущим основной заряд энергии.
Свастика обозначает состояние токов силы, как в человеке, так и природы в целом по определённым рубежам. Основные вехи в природе – это зимний и летний солнцеворот. Так зимний солнцеворот, когда солнце поворачивает с зимы на лето, проходит под знаком правосторонней свастики, которая символизирует мужскую активность, ярую силу неба, прибывающее/ восходящее/ весеннее солнце, нарастание светлого времени суток, день до полудня. А летний солнцеворот, когда солнце поворачивает с лета на зиму, проходит под знаком левосторонней свастики, которая символизирует женскую активность, плодоносящую силу земли, убывающее/ заходящее/ осеннее солнце, убыль дневного света, день после полудня.
Кривоножка/кривонога – здесь без перевода понятно. Не понятно пока только чьи это ноги? Известно, что в древности движение солнца знаменовал олень, а позднее – конь. Простая ярга именовалась «конёвными голяшками», а посложнее – «конями», «конями со всадниками».
Ярга («яр» - пробуждающая жизнь сила, «га» - движение, хождение) – движение оплодотворяющей силы, пробуждение токов жизни под лучами весеннего солнца. Ярь/ярина/ярица/яровина – растительная сила почвы, соками поднимающаяся от корней по стволам деревьев, по стеблям трав, раскрываясь цветами-соцветьями. Ярынь – вешнее состояние земли, когда зеленятся поля, расцветают сады и леса. Это время Весны и Солнца, Лели и Ярилы. Леля – дочь Лады, богиня возрождающейся природы, первых всходов, молодости и ярый/пылкий/горячий/стремительный бог весеннего солнца Ярила приходят к нам с таяньем снегов, с пышным цветеньем. Ярила вдыхает жизнь в зерно, в семя, возбуждает в травах и деревьях растительную силу. От него ярится земля и всё живое. Кого ни встретит – тот «без пива пьян, без хмеля хмелён», окинет жарким взглядом девицу-красавицу – мигом у той забурлит молодая кровь, в жар бросит, лицом зардеется, словно красный маков цвет. На пути его цветы зацветают да с каждым днем всё духовитее, ярче, цветистее становятся. Это первая половина года - от зимнего к летнему солнцестоянию.
Коловрат («коло» - круг, образ солнца, «врат» - вращение, возвращение, врата) – подразумевает движение солнца с востока на запад по кругу в течение дня и итоги года в целом, в широком значении этого слова. В более узком смысле: это обозначение сбора урожая, когда земля разрешается от бремени плодами, это время Лады, вторая половина года - от летнего к зимнему солнцестоянию.
По направлению силы:
Ярга – это правостороннее дижение свастики (по солнышку), а Коловорот – это левостороннее движение свастики (против хода солнца).
Ромб, квадрат.
В народе их называли «кругами», которые обозначали состояние плодородящей силы неба/земли, согласно повторяемости годичного хода солнца. Ромб как символ плодородия имел много разновидностей: с лучами, кудрями, рожаницами – нес образ солнца, а с отростками, кудрями, косой сеткой орнамента – нес образ земли. Благополучие крестьянской семьи шло от земли-кормилицы, от урожая, а результат вложенного труда, знания и опыта зависел от погодных условий, «состояния неба». «Не земля хлеб родит, а небо». «Лето родит, а не поле». То есть сияние солнца пробуждало токи жизни земли, входило в каждое живое существо, давало рост всходам растений и питало плоды. Поэтому символы солнца, источника всего живого на земле, почитались символами жизни, богатства, счастья, здоровья и окружали повседневный быт людей.
Если посмотреть на рисунок Коловрата, то в знаках за кругом идёт описание состояния солнца, а внутри круга – описание состояния земли.
Ромбы, представленные от весеннего равноденствия до летнего солнцеворота – лучистые. Это основной период крестьянского земледельческого календаря. Лучистый ромб ткачихи изображали косым пересечением двух пар параллельных лучей. Другое его название «репей» («ре», «ра» – солнце; пей) – пей солнце, пей солнечные лучи и наполняйся животворящей силой роста. «Репей» имеет вид ромба, из каждой вершины которого выходит по 2 пары расходящихся прямых лучей. Это мужская энергия состояния яркости, стремительности, пылкости и производительной силы вешнего солнца. Солнышко покрывает землю. Появляются проталины в снегах, выходят из почвы цветы-первоцветы. Стремительно прибавляется день, приходит тепло, близится время начала полевых работ и оживления природы. В лучистом ромбе проталины обозначаются кругом, крестом, квадратом, показывающим проникновение лучей солнца к почве. Далее идёт концентрация силы солнца и передача её земле, выход из семени ростков, из набухших почек – листвы, из бутонов – цветков. А следующая веха – это расцвет и завязь плодов, зенит «лучистости», когда сила обладает плодозачинающей и плодоносящей мощью. Солнышко в это время изображается в виде 4-х лепесткового цветка с точкой в своей середине – символом завязи, символом плодоношения. Потом, достигая «макушки» идёт поворот, меняется состояние сил. С одной стороны идет ещё рост растений, а с другой – природа начинает приносить плоды, разрешаться от бремени.
Ромбы, представленные от летнего солнцеворота до осеннего равноденствия – кучерявые. «Ромб с крюками», «кучерявый круг», «чекан» (топор) ткачихи изображали в виде ромба, у которого верхние и нижние лучи попарно загнуты навстречу друг другу. Похоже на то, как зерно в колосьях склоняет стебель к земле. Сила солнца питает своей мощью созревание плодов. Поэтому «кучерявые круги» олицетворяли зрелость, плодородие, солнышко плодородящее. Световой день начинает постепенно убывать. Наступает время сбора урожая, время подведения результата работы крестьянина на земле и солнышка на небе. «Не тот урожай, что на полях, а тот, что в закромах» говорилось в народе, а думалось о сытости семьи на долгую зиму.
Касаясь круга жизни человека, ромб символизировал женское естество и воспроизводящую силу женщины, а говоря более откровенно – её наружные половые органы. При этом «чистый» ромб обозначал девственность, с точкой посередине – её утрату, а с четырьмя и более точками – зрелость, материнство. Поэтому часто его изображение располагается внизу живота на вышивке женских антропоморфных фигур, на древних статуэтках. Переход девушки-невесты после свадьбы в статус женщины-жены, от замужества до рождения ребёнка-первенца – подобен периоду от весеннего равноденствия до «макушки лета». Женщина в это время привлекает токи жизни в своё тело и узорочье на её одеждах самое щедрое. С рождением ребёнка происходит становление женщины-матери, что соответствует периоду от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия в природе. Связь ромбо-точечного узора с плодовитостью наиболее ярко проявляется в свадебной обрядности и быте молодой женщины. Происходит совмещение понятий рождения детей и урожайности поля, которые обеспечивают семейное счастье.
Таким образом, весь вариационный ряд ромбических символов от весеннего до осеннего равноденствия содержит единый мотив, пожелание-призыв: «Плодитесь и размножайтесь!».
Рожаницы.
Это Лада и Леля, мать и дочь, небесные богини-покровительницы, как рождаемости, так и урожайности. На рисунке Коловрата рожаницы символизируют производительную силу солнца от завязи плодов до сбора урожая, от зачатия ребёнка до завершения детородного периода.
Их изображение состоит из ромба/квадрата – «головки» и 2-х открытых полуромбов – «ножек». Когда «ножки» обращены к середине в солнечных «кругах», а «головки» наружу – это символизирует сосредоточие растительной и плодоносной силы в ком-либо. А когда наоборот, «головки» внутри, «ножки» снаружи – это плодорождающая сила солнца, исход созревшего вовне, «рог изобилия». То есть в одном случае сила идёт в рост, а в другом – в плоть. Таково содержание этого знака.
Гуськи.
Отображение правостороннего или левостороннего вихря, объединяющего небесную и земную стихию, соединение их друг с другом при вертикальном изображении символа. В горизонтальной позиции указывает на преемственность, объединение прошлого и будущего, поддержание повторяемости порядка. Причём в правосторонней скрутке, как и у свастики, сила идёт в рост, концентрируется, а в левосторонней скрутке – на созревание и отдачу. Последовательно соединённые они дают ритмический ряд, призывающий благополучие в семью.
Треугольники.
Треугольники с основанием внизу и вершиной вверху обозначают мужское начало и солнечные лучи, если принять во внимание такое расположение, как будто человек сам и является солнышком, свет идёт от себя. А треугольники основанием вверху и вершиной внизу – женское начало, подобно земле, которую освещает солнце (см. рисунок солнышка выше). Следует иметь в виду, что значение расположения треугольников может меняться. Например, в сарафане женщина может уподобляться земле, а несущий образ солнца орнамент будет собирать силу внутри тела. Так что в трактовках орнамента следует принимать во внимание многие составляющие, чтобы раскрыть содержание узорочья и энергетическое и смысловое.
На этом можно сделать остановку и подвести предварительный итог в расшифровке геометрического орнамента. Как свет солнца отводит морозы, топит снега, раздвигает тьму, точно также его образы в узорах охраняют своего владельца от бед и несчастий. И через века несет орнамент от поколения к поколению заветы предков наших – растить урожай и воспитывать детей для продолжения и процветания рода, пока светит солнце и носит человека земля.
/ Впервые статья опубликована в журнале "Ваша Светлость" №7 за 2007 год. /
Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях
Комментарии
Отправить комментарий