К основному контенту

Сто лет революции



Сегодня, 7 ноября, исполняется сто лет со дня события, изменившего мир. 
Великая Октябрьская Революция. Рубикон. Межа, разделившая страну. Мир уже не станет прежним. И память об этом событии в коллективном сознании человечества. И в истории каждой российской семьи.
Сегодня я читала пронзительный по своей эмоциональности пост Романа Шкоды о воспоминаниях об этом празднике, о трагедии в его семье, о чувствах ребенка.

Национализация и Коллективизация
В моей семье также есть история о коллективизации. Семья моего прадеда была большой, было много сыновей. Молодые, сильные, здоровые. Умели работать, умели добра наживать. И когда встал вопрос колхоз или выселки, прадед добровольно сдал нажитое честным трудом в общее пользование.

Коллективизация принесла с собой трагедии в почти каждую крестьянскую семью. Будучи потомками этих людей, все мы имеем в своем сознании сценарии социального поведения, связанные именно с пережитыми семьей событиями. Сценарий особенно ярко проявляется именно в отношении социальной успешности, финансов.





Последствия революции были катастрофическими и одновременно эволюционными. 
Был разрушен институт семьи, вся структура семейной системы была нарушена. 
...история раскулачивания, история коллективизации, напрямую связана с глобальным изменением структуры крестьянской семьи, системы подчинения и системы наследования знания, правил, ответственности и т.д. Это происходит в отношении мужчин раньше, чем в отношении женщин. В первую очередь в отношении мужской вертикали, которая ломается в 30-е годы по вполне понятной причине.© Память тела

Как следствие хаоса в структуре семейной системы, нарушилось самосознание людей самоидентификация.

Многие исследователи, антропологи, историки, социологи, которые занимаются советским периодом пишут как раз, что власть заходила в очень интимные зоны. Потому что ушло приватное пространство: коммунальные квартиры и т.д. Вообще-то, очень много куда власть не пришла. Например, она не сильно интересовалась, что происходит на кладбище в годовщину смерти того или иного человека в деревне. Были, может, какие-то рьяные комсомольцы, которые туда таскались и доносы писали, но не больно-то. Есть некоторое количество практик, которые прошли для власти незамеченными. Например, это практики, которые сознательно скрывались, я имею в виду всякую лечёбу разнообразную, они таились. Или практики промыслов. Промысел — это сложное, очень сложное знание, которое передавалось из поколения в поколение. И что очень интересно – там где уцелели мужские промыслы, например охота и рыбный промысел, там мужское население выжило значительно лучше, и не спилось, и уцелело, если сравнивать с теми местами, где таких занятий не было, потому что там происходила передача знания, и, соответственно, мужчины зрелого возраста свои занятия, их смыслы, могли передать. © там же


И часто, говоря об октябрьской революции, люди подразумевают именно то колесо негативных и масштабных событий, которые произошли после революции и по причине революции. Пережитое миллионами людей остается в памяти поколений, в сознании тех, кто родился много лет спустя.
Негативный опыт может запоминаться сильнее и  ярче. Но был прожит не только он.

За каждым историческим событием стоит идея и его смысл. Вот как поэтически пишет об этом мистик 20 века Даниил Андреев в своем неоднозначном труде Роза мира:

"Треснула и расселась сама имперская государственность, и сквозь образовавшуюся брешь миллионы человеческих душ увидели духовным зрением голубое сияние Навны. Они увидели близость той, чье освобождение будет залогом осуществления метаисторической миссии русского народа, - путем ко всечеловеческому братству. ...на несколько великих дней вся атмосфера их существа исполнилась неописуемой радости и опьяняющей веры. То была вера в свершение вековой мечты, в наступление всеобщего счастья. То были незабвенные дни на рубеже февраля и марта 1917 года, когда священный хмель бескровной революции залил Петербург и Москву, катясь от сердца к сердцу, от дома к дому, по всей стране, по всколыхнувшимся, ликующим губерниям. Даже самые уравновешенные умы поверили на мгновение, будто Россия вступила в эру всеобщего братства, оставив позади всякое зло и указывая путь к мировой гармонии всем народам.
 Видение угасло, цитадель устояла, разум так и не понял ничего в происшедшем, но память о захватывающей минуте какого-то всемирного предчувствия, какого-то предварения всечеловеческого братства осталась во множестве человеческих душ. Искаженная рассудочностью, замутненная воздействиями всполохнувшихся жругритов, захватываемая в своих интересах той или иной политической теорией, память об этом вещем прозрении чувств продолжала жить, - она должна была жить, она не могла не жить, ей предстояло переходить из поколения в поколение.
.....

Но пора уяснить себе, что за историческими событиями, масштаб которых нас ослепляет и заставляет их поэтизировать, стояла все-таки именно борьба метаисторических чудовищ: именно поэтому так кровавы эти исторические эпопеи и так сомнителен их конкретный положительный результат. "
Можно относиться по-разному в историческим событиям. Можно год за годом, поколение за поколением помнить несправедливость людей, облеченных советской властью, проигрывая бессознательный сценарий. 
Но я думаю, что жизнь человека, семьи, детей, всегда ценнее. И, несмотря на то, что нажитое честным трудом было утрачено, несмотря на то, что не все сыновья моего прадеда вернулись с войны, но родились дети, внуки , правнуки...Получили хорошее образование, путешествуют, трудятся на благо семьи, страны. Оставляют свой след в истории.
Его род не сгинул во времена коллективизации. Продолжился. Живет. Значит решение моего прадеда было правильным.
А еще мне есть за что благодарить советскую власть. Да, я застала фальшь ритуальных действий во время сборов пионерской дружины школы. Я застала формальности комсомольской организации. Но я помню свое беззаботное советское детство. И дело даже не в бесплатности и доступности очень многих благ. Ведь если объективно, очень многое из таких привычных сейчас вещей было как раз недоступно. Но я помню то доверие и искренность, которые были между советскими людьми. Уважение. Честность в работе. Человечность. Сейчас все это кажется таким наивным. 
Как лозунги о победе коммунизма и славе КПСС , нарисованные на плакатах по дороге в мою музыкальную школу. Как пионерская клятва: "перед лицом своих товарищей торжественно обещаю..." Как воздушные шары и красные флажки на демонстрации в праздник 7 ноября. Мы были детьми, и это был наш праздник. В 14 лет мы с подругой смотрели праздничный салют с крыши высотки...
Мир никогда не будет прежним. Но я сохраню то хорошее, важное и ценное, что принесла революция моей стране, народу. И моей семье.

Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях





Комментарии

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Популярные сообщения из этого блога

Если начальник - Нарцисс

ОПУБЛИКОВАНО:  Студия Эвелины Гаевской
Если начальник - Нарцисс. По следам одного проекта.
статья для Волгоградского Делового Телевидения Автор текста Эвелина Гаевская


С определением “нарцисс” часто ассоциируются люди самовлюбленные, высокомерные, а еще те, кто заняты самолюбованием. На первый взгляд, эти люди могут быть очень привлекательными и эффектными. Но общаться с ними тяжело.
На самом деле нарциссичность в той или иной степени присутствует в характере любого человека. Просто проявления нарциссизма у разных людей могут приобретать различные формы.
Существует несколько видов нарциссизма. И внешне не слишком яркие люди вполне могут быть нарциссами, если их интересует контроль и власть над людьми.
Кроме того, как любое явление, нарциссизм имеет две стороны - негативную и позитивную. Позитивная сторона нарциссизма (то есть “здоровый нарциссизм”) часто весьма полезное качество. Главное - уметь осознанно ее использовать.

Символика русского орнамента.

Символика русского орнамента. Гунбин В.В., фольклорно-этнографическая студия «Матица». Символика русского орнамента. «У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии:  каждая черточка тут имеет своё значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений».   Стасов В.В. Русский народный орнамент: Шитье, ткани, кружево. Вып.I CПб, 1872 г

Характер - генетика или воспитание?

Посеешь привычку - вырастет характер. Посеешь характер - вырастет судьба. Народная мудрость
Теоретики классического психоанализа  (как известно, более тяготеющего к западной ментальности) подчеркивают важность генетической основы выбора судьбы.
 см пост И вырастет судьба
Но одна из характерных именно для отечественной психотерапии идей - идея о воспитании, как об определяющем факторе для развития личности. 
Возможно, популярность этой идеи связана с тем, что отечественная психология во многом основывалась на педагогике, что, в свою очередь было обусловлено историческими событиями в стране. Невозможно отрицать вклад в теории о развитии личности таких великих педагогов как Макаренко, Сухомлинский.  Отсыл к генетической основе многих мотиваций человека в принципе с большой осторожностью всегда воспринимался советской наукой. Ведь граница между различением генетических отличий и различением людей по принципу генетических отличий слишком зыбка и основана на этике прежде всего.
Есть и другие тенде…
Оценки o apple-ev.blogspot.com