Недолюбленные девочки в поисках любви
ОПУБЛИКОВАНО: Студия Эвелины Гаевской
В западной культуре влияние фигуры отца на развитие и становление личности чаще всего рассматривается в контексте взаимоотношений отец-сын. Данный сюжет хорошо прослеживается в современной культуре, особенно в современном кино. Есть вариации на тему данного сюжета, когда в роли сына выступает дочь (Эдипов комплекс уступает место комплексу Электры). В этом случае дочь имеет характерные особенности – она пытается заменить отцу сына, ведет себя социально андрогинно или же копирует мужской вариант социального поведения.
О феномене социальной успешности так называемых «папиных дочек» говорит Б.Хеллингер («Порядки любви», «И в середине тебе станет легко»). Э. Фромм («Искусство любить») говорит об уроках условной любви, которую дает дочерям отец.
В этой статье приведены несколько историй реальных женщин, связанных с фигурой отца в их жизни. В данном случае мы не акцентируем основное внимание на социальной успешности этих женщин. Мы рассматриваем влияние фигуры отца на формирование некоего привычного поведения женщины в выборе мужчины, в бессознательном построении строго определенного (и закономерного) формата отношений с мужчинами, женских инициаций.
Ниже приведены истории, в которых есть одно общее: поиск женщинами любви отца в отношениях с мужчинами.
История О.
О., 28 лет, красивая, умная и социально успешная девушка из хорошей семьи. Мама и папа О. имели довольно высокие социальный статус и материальный доход. Мама и папа «всегда были вместе», но развелись, когда О. было 15 лет, по причине папиного адюльтера с молодой сотрудницей. Эмоциональная мама и папа, «слово которого было закон». Оба родителя заботились о детях (у О. есть старшая сестра). но каждый по-своему. Мама давала детям впечатления – экскурсии, тематические мероприятия. Мама всегда собирала гостей в дом. Папа занимался воспитанием и материальным обеспечением семьи. А на лето, практически с рождения, О. уезжала с мамой в деревню, к родителям мамы. Там была бабушка, которая кормила блинчиками, и дедушка-сказочник, который рассказывал внукам забавные истории и играл с детворой. Говоря о них, О. улыбается: «Это очень светлые люди».
У О. было два гражданских брака и один серьезный роман. Первый брак состоялся в 17 лет. С 23летним парнем. Она случайно и внезапно познакомилась с ним: с балагуром, «душой компании». Стала с ним жить уже через две недели после знакомства. Родители были за, все было прекрасно. О. готовила блинчики и борщ, ждала мужа дома. Все шло к свадьбе. Но она быстро разладилась после того, как О. обнаружила дома чужую расческу с женскими волосами…О. сначала не верила, что «там все серьезно», но за две недели муж определился в своих женщинах.
Второй гражданский брак начинался почти так же, хотя и через пять лет. Познакомились на рок-концерте и почти сразу стали жить вместе. Примерно такая же разница в возрасте. Быт был налажен. У каждого была своя работа. Но муж стал попивать, перестал «ухаживать и заботиться», а О. заскучала. И предложила ему съехать через какое-то время из квартиры, в которой они жили. На этот раз муж не понимал до конца, что происходит.
Третьи значимые отношения у О. были с женатым мужчиной, чуть старше ее. Он заботился, ухаживал. Отношения устраивали О., пока мужчина не предложил их развивать. Он хотел развестись и жить вместе с О.. О. отказалась, испугавшись террора, который устроила жена любовника по телефону. И так совпало, что у О. появилось хорошее карьерное предложение , связанное с переездом. Она выбрала социальный успех вместо развития отношений с этим мужчиной. Очень характерное для « папиной дочки» хладнокровие.
Комментарий
Во всех трех историях заметна одна и та же схема.
Девушка выбирает определенный типаж мужчин: того самого «дедушку-сказочника», который будет любить ее эмоционально. Эмоционально отстраненный отец не дал О. той любви, в которой нуждается любая девочка в возрасте от 5 лет до подросткового возраста. Но поскольку образ этого «идеального любящего мужчины» связан с дедушкой, поведение выбирается «бабушкино»: блинчики, быт, борщ…
С приобретением личного опыта приходит понимание, что схема « тапочки-борщ» не работает с мужчинами, подходящими О. по возрасту. Но потребность в любви и заботе мужчины (отца) остается. И поэтому О. начинает выбирать мужчин, более похожих на отца – «отстраненных» штампом в паспорте и обязательствами перед своей семьей, но при этом способных дать заботу, внимание и ухаживания, которую, кстати, в определенном смысле, получала О. от отца в детстве, в виде контроля и материального обеспечения.
История О. – не самая печальная, если принимать во внимание статистику разводов в России (по данным Роскомстата, в РФ 80% браков распадаются в течение в среднем 8 лет). В этой семье отец, хоть и был эмоционально отстранен, но присутствовал, поэтому некий не самый плохой вариант отношений О. узнала. Но взрослую модель отношений между мужчиной и женщиной О. так и не смогла увидеть и воспринять из-за развода родителей, совпавшего с возрастом ее сексуального формирования. Неудивительно, что во все отношения с мужчиной О. идет как ребенок ( женщина-дочь), и сбегает от взрослых отношений в формальный быт, эмоциональную отстраненность и приобретение социального статуса (карьеру).
История Е.
Девушка 30лет, красивая, самостоятельная, занимающая хорошую должность, не имеет длительных и серьезных отношений с мужчинами. Самые длительные отношения продолжались полгода. Отношения с мужчинами строятся по одному принципу: соперничество и игра.Е. отвергает тех мужчин, кому она нравится, так как ей они неинтересны. Она понимает, что может их с легкостью «победить», «обыграть». С теми мужчинами, которые ей нравятся и интересны, Е. не может установить контакт, так как боится «оказаться хуже», чем они. То есть для отношений характерны конкуренция, манипулятивность и страх, неуверенность в себе. В отношениях с мужчиной Е. как будто доказывает свою силу и значимость, свою способность быть не только не хуже, но и лучше мужчины.
Когда ей было 14 лет, у нее умерла мать. С отцом отношения нейтральные, не особенно эмоциональные, то есть, говоря терминологией, в семье присутствует «мертвая мать» и «эмоционально отстраненный отец». Травмирующее событие: мама Е. не хотела ребенка, хотела сделать аборт. Отец же хотел только мальчика. «Спасла» жизнь Е. бабушка, запретив ее матери делать аборт.
Комментарий
Становится понятным поведение Е. в отношениях: недополучившая родительской любви девочка хочет доказать миру, что она достойна любви, а мужчине (отцу): что она «не хуже мальчика». Бабушка смогла дать девочке женской заботы, защиты и внимания, поэтому перспективы развития отношений Е. с мужчинами видятся в осознании ее собственной женственности и силы, без конкуренции с мужественностью.
История Д.
Молодая симпатичная женщина 32 лет, разведена, воспитывает трехлетнего сына. Имеет творческую профессию, была очень востребована профессионально. С будущим мужем пересеклись в общей сфере профессиональной деятельности. Поженились, Д. переехала жить к мужу. Рождение ребенка и беременность, а также переезд ограничили профессиональные возможности Д., и она стала материально зависима от мужа. Отношения с ним стали характеризоваться психологическим и экономическим насилием со стороны мужа, что привело к разводу. Когда ребенок подрос, и Д. стала возвращаться к своей профессии, у нее возникли трудности с озвучиванием клиентам цены за выполненную работу.
В процессе рассмотрения причин данной проблемы, Д. вспомнила историю из своего детства:«Мама нас с братом одна воспитывала, отец участия никакого не принимал. Но мы виделись, т.к. жили все рядом - мы, он с другой семьей. Семья по их линии немаленькая. и все там тусовались…но интереса он к нам особо не проявлял. Денег иногда подкидывал, если просили, это уже когда постарше были, особенно брат, а я редко... Дело было зимой. Мне тогда было лет 15-16 было. У мамы возникли проблемы со здоровьем и деньгами. Зима была очень холодная.. мне оказалось не в чем ходить, в смысле верхней теплой одежды. Мама купить не могла. Я долго решалась и, наконец, решила обратиться к отцу за помощью. Я уже даже присмотрела себе кое-что, и относительно недорого. Я набралась храбрости, и попросила у него денег, объяснив ситуацию. На что он мне ответил: «Ничего, померзнешь, сколько той зимы, и вообще ты еще молодая, у тебя все впереди». У меня был шок, я лишь молча кивнула. Хорошо, что мы были уже рядом с домом моим, потому что следующие несколько шагов показались мне вечностью. И их как то надо было пройти еще рядом с ним…»
Комментарий
Детская травма потери отца, ушедшего в другую семью и травмирующее событие отказа отца позаботиться о дочери привели к формированию устойчивого бессознательного поведения – терпеть и соглашаться на неудобства, отказываться от удовлетворения своих потребностей. В отношениях с мужем это имело форму подчинения мужу и молчаливого ожидания от него заботы. В профессиональных отношениях это вылилось в невозможность озвучить цену. Д. способна лишь « молча кивнуть», согласиться с условиями мужчины ( заказчика).
Дети часто воспринимают уход отца из семьи на свой счет: «Я недостаточно хорош\а, я плохо себя вел\а, поэтому папа меня разлюбил и ушел». В данном случае финансовая проблема Д. имеет в своей основе такую идею: «если я буду хорошей девочкой и не буду докучать [отцу]( не буду просить денег), он будет меня любить и позаботится обо мне».
В этом примере можно еще обратить внимание на социальную связь взаимоотношений с мужчинами и финансовой разумности женщин, что характерно для патриархального общества. Здесь отношения с мужчинами коррелируют с темой финансов и социальной успешностью.
Заключение
Эти такие разные, на первый взгляд, истории объединены одной идеей: отсутствующий в семье или эмоционально отстраненный отец оставляет дочь с неудовлетворенной потребностью в заботе и любви от мужчины. И эту потребность женщины пытаются удовлетворить со своими мужьями.
Можно рассмотреть данную проблему с разных точек зрения. Здесь имеет место быть:
- инфантилизм женщин;
- формируемый современными масс-медиа психологический возраст людей (по разным оценкам, его определяют как 12-16 лет);
- попытка психологического инцеста, от которого отказываются мужья;
- выбор жертвенной позиции в отношениях;
- социальная тенденция безотцовщины, бич нашего времени;
- отсутствие факта инициализации женщины из юной девушки во взрослую женщину…
см также Психологическая инициация женщин
Комментарии
Отправить комментарий