Патриархальная концепция «женщина-ресурс»


Точнее сказать было бы, что в патриархальном концепции ресурсом являются все, и мужчины, и женщины, и дети. Не-ресурсом в патриархальной парадигме можно быть лишь благодаря статусу, но это тема для отельной статьи. 

В этой - про женский ресурс, как основу социального общения между людьми.

Один из популярных клиентских женских запросов ко мне, на мой взгляд, связан именно с темой патриархата, точнее с конфликтом патриархальных ценностей и современной реальности. 

Они приходят и плачут. О клиентах психолога.

А ещё с тем, что женщины больше не хотят быть ресурсом. 

Меня зовут Эвелина Гаевская, я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

Рубрика #мужчинаиженщина_eg

Метки #психология #общество #социальные гарантии #женщины

Эвелина Гаевская, фото из Инстаграм @evelinagaevskaya

В этой статье предлагаю версию, почему в отношениях с мужчинами иногда женщины делают выбор откровенно в ущерб себе, или откровенно в ущерб мужчине.

На мой взгляд, одна из причин —это проявление привычной модели поведения женщины, одобряемой патриархальным обществом. 

Во-первых, это рефлекс, выработанный тысячами лет искусственного социального отбора:

Женщина следует за мужем, мужчина ведёт.

Мужчина в этой концепции словно иголка, а женщина нитка. Мужчина прокладывает путь, женщина идёт в хлебном обозе. Мужская экспансия, захват ресурсов означает его право на владение ресурсами.

Восемь способов получить ресурс

А женская гендерная модель осуждает экспансию у женщин.

«Ищу послушную» - в поиске идеальной женщины

При этом одобряет концепцию, что женщина сама ресурс. Можно захватить землю, провиант и женщин, в качестве рабочей силы и функционала для ее воспроизводства.

Патриархальная концепция «женщина-ресурс»

Во-вторых, концепцию поддерживают разными способами в разных формах

Например, мужской вариант, цитата:

«Был бы я женщиной, то мне было бы стыдно что-то просить у мужчины.»

Женский, цитата:

«думаю, что беда женщины не в том, что вокруг нее бедные мужчины. А в том, что кто-то ( родители, ) вбил ей в голову расчет на чужой ресурс. Не реализовать свой ресурс, а пытаться взять от чужого. В том же случае, если чужой ресурс не дается, считать это бедой. Вот это, с моей точки зрения, позиция изначально проигрышная. Деформация личности происходит очень быстро.»

Удобно и выгодно, когда общество требует от женщины отдать ее ресурс, но при этом женщине запрещается даже думать , что ей какой-то ресурс полагается.

А в случае, дефицита ресурса у женщины (потому что отдала свой по требованию) она должна стыдиться того, чтобы попросить себе ресурс у того, у кого этот ресурс есть (у того, кому отдала).

Женщины сами обосновывают своё «добровольное» согласие отдавать ресурс, цитата:

«Женщины действительно приспосабливаются к желаниям мужчин и принимают эту адаптацию за свою истинную природу. Они видят (или раньше видели) себя такими, какими хотят их видеть мужчины, бессознательно усваивая подсказку мужской мысли.»
Патриархальная концепция «женщина-ресурс»

Это выглядит иногда, словно оброк. Не налог именно, а оброк - то, что надо отдать при любом раскладе, неважно, был доход или не было, останется себе что-то или нет.

И математика тут не работает от слова совсем.

Это отсутствие простейшей математики  в рассуждениях женщин, когда речь идёт об имуществе, я заметила во время одного разговора с одной женщиной. 

Она поделилась планами покупки общей квартиры с мужем. У женщины и ее мужчины была недвижимость до брака. В браке родился ребёнок, женщина предлагала продать обе добрачные квартиры, чтобы купить новую, общую и побольше, вложившись пополам. И звучала идея: 

«я ничего не теряю, ведь в случае развода я смогу забрать свою часть, на основании документов»

И я тогда обратила внимание, что при такой концепции «в случае развода каждый забирает то, что вложил», женщина возвращает себе в собственность уже не половину, а меньше, иногда лишь четверть своих вложений. Потому что ребёнок после развода обычно остается с матерью, получает прописку и право на пользование имуществом. А в случае использования маткапитала тоже является собственником недвижимости. И все особенности сделок с имуществом, где присутствуют несовершеннолетние, автоматически ложатся на плечи женщины. По факту, ее ликвидные вложения в брачную недвижимость перестают быть ликвидными до совершеннолетия ребёнка.

И вопрос не в том, как подобные ситуации решает конкретная семья. И вообще, не факт, что развод состоится.

Вопрос в том, как женщины рассуждают:  «раз половину денег вложила, имею права только на половину купленного за деньги», даже не учитывают своих собственных затрат на сложное материнство в случае развода.

Будто бы на подкорке сидит, что женский труд в семье и материнство по умолчанию женщина сама из своих личных ресурсов обеспечивает.

Что «бабье дело» мужчин не касается, а значит, сама и должна обеспечить все материально, хоть в семье, хоть нет, но материнство - это святая женская обязанность отдать , нет , посвятить свой ресурс другим. Игнорируя свои социальные гражданские потребности обычного человека. И стыдно просить что-то у мужчины. И кто-то явно нехороший женщинам «вбил ей в голову расчет на чужой ресурс».

Патриархальная концепция «женщина-ресурс»

И, конечно, тема сакрализации материнства тут на руку мужчинам.

Из комментария на канале Ольга Таволга

«Такое неизбывное "само собой"!!!!!
Ещё есть вариант "я больше вложил, я больше заберу" - при двух-трёх детях. Детей оно не заметило походу.
Иногда удаётся отстоять при размене и на ребёнка, но нужно пройти огонь, воду и "ишь ты какая" - даже забота о ребёнке сразу слетает со счетов.
Как это, женщина не хочет чем-то поступиться?
Ату её! Меркантильная!
Так быть "меркантильной" ради детей - это _здоровые_ инстинкты.»

А ещё это выгодно государственным социальным системам тоже. Гражданкам иногда со страданием и боем приходится доказывать необходимость восполнить женский ресурс на материнство, свой она отдала, как ей теперь?

Патриархальная концепция «женщина-ресурс»

В концепции современных социальных условий женщина по-прежнему ресурс для государства как системы и для мужчин. 

Для самостоятельных действий женщина во многих вопросах по-прежнему должна спросить разрешения у мужчины - у отца ребёнка, у начальства, у отцовской фигуры-государства. 

Должна спросить разрешения. Но сначала выкупить себе вольную.

«Выкуп» может быть в виде социального осуждения, а может быть в виде «налога на материнство», который выражается и в женской бедности, пик которой приходится на возраст 35 лет (совпадает с пиком первой волны разводов), и в специфических различиях в карьерах у мужчин и женщин. Или же выкуп просто деньгами: 18 лет она платит за ребёнка и ждёт, когда можно будет уже «погулять». Формы выкупа вольной могут быть разными.

Право на вольную у женщин есть давно, факт. Но не все расплатились, кто-то по-прежнему на привязи.

И это работает «в обе стороны». Если в обществе половина населения ограничена по биологическому признаку (если рассматривать материнство только в таком узком формате), если биологические ограничения тянут за собой ограничения социальные — то вторая половина общества будет так же ограничена. В разных формах, например, социальными обязательствами, на выполнение которых нет реальных ресурсов и приходится платить физическим, психологическим и социальным здоровьем —вахтами, деятельностью с высокими рисками, одиночеством, ранней смертностью…

Конфликт между патриархальным и современным и возникает на этом уровне:

при всех социальных возможностях для женщин тема материнства по-прежнему строится на концепции каких-то околоязыческих «древних ведический женских природных знаниях» и прочих «торсионный полей» , которые создаются «юбками, как аксиомами». Материнство технически поддерживается системой репродуктивной и детской медицины (пожалуй, в свете последних событий это единственная сфера здравоохранения, которая пока ещё системно работает). А в социальном смысле концепция материнства опираемся на социальные нормы (идеологию), свойственные патриархальному строю. Патриархат во многом женщину защищает, между прочим. Увы, эти вроде бы реально существующие нормы объективно  не могут реализоваться в современных условиях.

А логические противоречия между технологиями, верованиями и реальными гражданскиии законами и социальными нормами этот конфликт поддерживают.

И если женщина это понимает- есть вероятность, что ресурсом она перестаёт быть, потому что хотя бы сработает «математика». Но это не точно.

Ваш реалистичный психолог

 Эвелина Гаевская

Ещё по теме 

Про ресурс и жизнь

Ресурсы и паразитизм: Что должна сделать женщина для своего совершенствования

Комментарии

Популярные сообщения