Поиск решения или обман разума


Считается, что если человек получает ответ на свой вопрос, его психологическая проблема разрешается. Но так ли это? Всегда ли понимание проблемы достаточно, для ее решения?

Разумеется, без осознания происходящего невозможно реагировать на происходящее.
Как правило, в поисках решения проблем в большинстве случаев люди задаются вопросами: что происходит? почему это происходит? Реже: зачем это происходит?
Самый популярный вопрос, пожалуй, ЧТО ДЕЛАТЬ? Причем, этот вопрос следует сразу же после формулировки проблемы.
Выглядит на практике это так:


  • Я толстая, что делать?
  • Мне изменяет муж, что делать?
  • Не хватает денег, что делать?

Для поиска ответов на эти вопросы в ход идут различные технологии: метафорические карты (МАК), всевозможные алгоритмы работы с причинами, практики " диалогов" с телом, техники выбора, например " горячий стул" и т.д. 
Но начать надо не с поиска решения, а с уточнения условий задачи.

Определяем цель
В частности, вопросу "что делать?" должен предшествовать вопрос о цели. Что делать, чтобы что? Какой ожидаемый результат действий? Здесь уместно вспомнить диалог Алисы и Чеширского кота. 

См. пост Вопросы Сфинкса и Алиса.


Правильная формулировка вопроса много чего решает.

Сравните:


  • Каковы причины ситуации, в которой я нахожусь?
  • Что дает мне эта ситуация, в которой я нахожусь?

О подвохе вопросов "почему" и "зачем" я писала в посте Зачем тебе тот, кто тебя раздражает?
Есть и более сложные формулировки. Например " что я потеряю, если желаемое осуществится?"
см подробнее в посте Квадрат Декарта


Правильно сформулированный вопрос содержит в себе ответ. 
И тем не менее, даже получение ответа не всегда является решением. 
Иногда ответы не являются решением задачи.
Ответы могут быть просто подходящими.
Как если бы взять ответ к задаче сколько будет 2+2 и подставить его как ответ к задаче , сколько будет 2х2. Ответы совпадут. Но ответ к задаче 2+2 никогда не будет решением задачи 2х2.
В качестве психологических готовых ответов мы часто используем шаблоны, мемы, стереотипные решения. Например:

  • если изменяет муж, дело в отсутствии секса
  • если ребенок плохо учится, ему уделяется недостаточно внимания
Шаблонный и часто верный (подходящий?) ответ на вопрос, конечно, не является решением психологической проблемы. По крайней мере, не всегда. 

Бывает, что ответ не шаблонный и вроде правильный. Но все равно ничего не происходит. Это как мертвые знания, теория без практики. 

Что может дать одинокой девушке знание о том, что она отказывается от полноценных отношений с мужчинами, подсознательно выбирая тех, кому не стоит доверять? И все это из-за измены ее отца ее матери, после которой у матери случился инфаркт и она умерла? Вот знает девушка об этой причине, что дальше?
Что дает знание о том, почему в детстве испортилось зрение? В семье было горе, и один из членов семьи выразился, что " мир померк". Что дает знание о том, что ребенок взял на себя часть переживаний взрослых, разделил чужое горе, неосознанно? Зрение может исправиться? Чудеса случаются.

Психологические практики и техники действительно могут  помочь разобраться с ситуацией. Понять, что происходит. Определить цели и условия задачи. Показать возможности и ресурсы. Прогнозировать и выстроить новую систему ценностей и убеждений. Освободиться от неверных решений...
Но ответ на вопрос о проблеме еще не ее решение!


Решением психологической проблемы является работа с ней. Действия. Мышечные и интеллектуальные усилия. Создание новых синапсов в мозгу. Новых нейронных связей, образованных проживанием и осознанием нового опыта. Часто этот опыт кажется страшным и болезненным. В большинстве случаев требует мужества. Но оно того стоит.
Стандартные подходящие ответы, особенно те, которые мы получаем, заглянув в конец учебника, не способствуют образованию новых синапсов. Не способствуют изменениям. 
Но, как процесс - довольно приятно) Да и вполне может быть началом изменений.

✓ консультации очно
✓ консультации в скайп

Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях





Комментарии

Популярные сообщения