С чего вы взяли, что психолог непременно хочет вам помочь?


«Помогай, Эва, помогай нам всем!» -написал в моем аккаунте один подписчик.
Те, кто комментируют и ставят лайки - большинство из них я как-то виртуально знаю. И со многими возникает это чувство знакомости, симпатии или даже дружбы , даже если человек из Австралии пишет. Тем более, некоторые мои читатели со мной уже лет 10. И я пишу свои посты именно для них.
И это они потом говорят:
«вот ты написала пост - точно про меня. Я наконец решился сделать то, что давно хотел, а все из-за поста»
или:
«ты давно ещё сказала одну фразу и меня как осенило, я вдруг все поняла, и моя жизнь изменилась»
Это реальные фразы, и они дорогого стоят. Потому что они про профессию и суперэго, куда без него.
Поэтому, конечно, психолог испытывает определённые чувства, когда знает, что кому-то помог, что его работа принесла кому-то пользу. Впрочем, это любой профессии касается, это же классно и приятно - делать то, что умеешь, хорошо и получать социальное признание.

Но все же. Может, я кого-то удивлю. Но иногда психологи не хотят помогать людям, от слова совсем.

Психологи и клиенты бывают разные
Психологи и клиенты бывают разные
Когда нет и нет?

Терапия вместо здрасьте по умолчанию

Это многие наблюдали в интернете, ещё называется «тыжпсихолог». Не знаю, может некоторые люди никогда не разговаривают просто так? Ну в смысле беседы, когда никто никому ничего не продаёт, никто никого ничему не учит? Когда люди обмениваются точками зрения, когда общаются? Общее у них в этот момент информационная пища. Но вот это сплошь и рядом: «вы как психолог, не должны/должны эмоционально реагировать, должны посочувствовать, должны объяснить с точки зрения психологии. Вы должны меня утешить, поддержать! Должны!»
Мне не заплатили, а я уже должна? Ха. С чего бы это. Нет, не помогу.
Но расслабляться нельзя, в любой момент незнакомый человек может потребовать психологической работы с ним.
Вспоминаю одного моего друга, он работал врачом маммологом. И рассказывал, как всегда в компании во время празднований за общим столом находилась женщина, которая просила ее осмотреть. Прямо сейчас, да.
Друзья-стоматологи, им тоже это знакомо: «а ты не посмотришь, что у меня там?»
В общем, это миф, что психолог в любой момент готов работать психологом. Просто не хочется, как говорил профессор Преображенский.

С коллегой недавно выявили основные факторы для мотивации психолога работать с клиентом:


Конечно, компетенции
Если я не медицинский, не клинический психолог - я не буду работать с ситуациями, когда есть вероятность патологий. Я просто не диагностирую правильно, например, человек заикается от испуга или это нарушения в работе нервной системы?Если я не специализируюсь на детской психологии, я лучше порекомендую коллегу и однокурсницу , кто имеет больше практики в этом направлении. Кстати, это миф, что среди психологов высокая конкуренция, мы друг друга рекомендуем именно в таких случаях.
Если друг оказался вдруг
Вторая причина отказа в психологической помощи - близкие отношения с клиентом. Родственников и друзей не консультируем. Никакое не табу, просто это не будет эффективным. Слишком много знать в данном случае точно лишнее, мешает психотерапии. Но поддержка от друга-психолога всегда может быть, и точкой зрения конечно мы поделимся. И порекомендуем коллег.
Уважение к клиенту
Вот это важная штука. Психологи это личности, вы знали? У нас есть система ценностей. Мы умеем не противопоставлять свои убеждения убеждениям клиента, но! Если менталитет клиента, его представления о добре и зле будут вызывать сопротивление психолога - психологическая работа будет некачественной, потребует много душевных усилий. Скорей всего психологу придётся параллельно быть в супервизии, чтобы справляться со своими чувствами. Для тех, кто не ищет лёгких путей, это возможный вариант, но зачем все усложнять? Профессиональная этика позволит оказать первичную помощь, дать рекомендации. Но долгосрочная терапия маловероятна.
И наоборот. Когда я вижу бывших клиентов в своих лентах в соцсетях, у меня часто возникает это чувство уважения к силе духа этих людей. Когда я знаю, через какие жизненные ситуации им пришлось пройти, перед каким вызовами они стояли, и как сейчас- это круто. Респект и уважуха.
И синхрония
С клиентом надо быть на одной волне. Есть люди, которым подходит авторитарный стиль, например. Ну, чётко, консультация ровно 55минут, опоздал на 10 минут, не предупредил за сутки - деньги не возвращаются, не переносится, может быть штраф. Оплата почасовая и даже поминутная. Психолог говорит, клиент слушает(ся). Вот есть такой формат.
Есть и другой: более мягкий временной формат, плюс минус 15 минут на технические издержки, на индивидуальные особенности клиента, например, много говорить. Все равно так или иначе время консультации «устаканится» и будет около часа, но это естественный формат, клиент не дергается, глядя на часы и не нервничает, сколько ему придётся заплатить. Оплата не почасовая, а за консультацию. Заранее нет четкого плана работы, запрос каждый раз новый. Формат более мягкий, естественный.
Есть люди быстрые, есть медленные, совы и жаворонки, с жесткими границами и с гибкими, все разные. Но если не совпадёт у клиента с психологом- помощи не будет. Не захочется, и не получится.

Как вы, друзья? Всегда ожидаете помощи от психолога или оставляете ему право на выбор клиента?)


Ваш реалистичный психолог
Эвелина Гаевская
Инстаграм @evelinagaevskaya
Если у вас есть запрос на тему или на консультацию, заполните, пожалуйста форму ниже, возможно, я смогу вам помочь!
© Эвелина Гаевская

Комментарии

Популярные сообщения