Спор ради спора. Кому это выгодно?




"Я дерусь, потому что я дерусь", говорил Портос, а историями про мушкетеров зачитывались романтически настроенные подростки.

Бессмысленность постоянного участия в конфликтах (или их создания) - только на первый взгляд кажущаяся. Ведь именно благодаря конфликту: силе сопротивления и трению поверхностей и существует этот мир.
В отношениях людей, впрочем, присутствует не только физическое трение тел друг о друга. Мы не только частицы, мы также и волны. Поэтому в ситуации идейных разногласий физика может бессмысленно пострадать. Не говоря о психике)

Иногда бывают диалоги, суть которых просто в возражениях.



Я расскажу немного о личном опыте, а потом сделаю вывод о закономерностях, почему это происходит, один из вариантов.
Однажды я заметила, что такие вот бессмысленные споры со мной начинают вести люди одного и того же типа. Это молодые девушки, дочерний тип. Как мне кажется, это Мамины дочки, но не факт, что всегда. Суть диалога сводится просто к возражениям со стороны этих собеседниц.
Иногда эти девушки возникают в обсуждениях к чужим постам и в общем, "встревают" в чужой диалог, методично возражая чуть ли не на каждое слово. Которое вообще-то даже не им было адресовано. Когда я впервые заметила такое поведение, я очень удивилась, потому что реально не поняла, в чем смысл возражать на каждый комментарий, теряя первоначальную суть обсуждения.
Иногда во время бизнес-переговоров я внезапно начинаю замечать, что собеседница каждую свою реплику в диалоге начинает со слова "Нет...". Иногда даже забавно звучит: " Нет, я согласна с вами!" Одна девушка во время нашего знакомства несколько лет назад, начала свой рассказ о себе с подробного перечисления своих неудачных проектов. Как же она спорила со мной по каждому моему слову во время второй встречи, спустя лет 10, когда мы встретились для обсуждения сотрудничества! Я только благодаря этому спору ее и вспомнила.
Иногда под видом обмена мнениями собеседница просто противопоставляет свою (противоположную) точку зрения. И если сохранять вежливость, то конфликта и не произойдет. Но и результата не будет. И такой, довольно однообразный процесс быстро перестает быть интересным, энергия тухнет моментально. Потому что обмена нет, сопротивления нет, энергия тепла от трения не выделяется, ага. Диалог станет скучным и занудливым, это закономерно.

Тем не менее, снова и снова такие ситуации возникают и у меня есть несколько версий, почему.



Психологи в силу профессии бессознательно воспринимаются собеседниками как родительские фигуры. Психологи женщины - материнские фигуры, психологи-мужчины - отцовские.
Кроме того, есть еще возрастной фактор. На мой взгляд, в этой профессии действительно приличного уровня профессионализма можно достичь после 40 лет, это связано во-первых, с физиологией функционирования мозга, а во-вторых, со временем, необходимым на получение образования и обретение хорошего опыта. Как врач учится не менее 10 лет, так и психологу требуется время на учебу, а потом на практику. По факту же всю жизнь учиться надо.
По эти двум причинам, независимо от возраста, у собеседников психологов бессознательно могут включаться некие процессы, связанные с детской и родительской частью.
Ну, так происходит и все. Быстрее всего это происходит с более молодыми людьми, что объяснимо тоже. Взрослые часто уже отрабатывают свои детские травмы, учатся ими управлять, прокачивают внешние опоры в виде социального статуса, поэтому более устойчивы и не включаются в эти бессознательные штуки "сейчас я докажу маме, что уже большой, а ее взгляды устарели".
Рано или поздно мы все взрослеем. и иногда это даже осознанно делаем.

А еще одна моя версия, почему люди спорят ради спора, такая:

Если важен только процесс и не важен результат, то и дорожить нечем, и защищать нечего. Потому что раз нет результата, то и боли нет от потеря. Если нет жены, как говорится...
А еще - нет никакой ответственности за то, что происходит. Не надо отвечать за свои поступки по-взрослому, а может не надо и следить особо за базаром. Это как игра, главное, не пропустить свой ход. Ведь такой спор это будто понарошку, будто бы не со мной, а в параллельной вселенной. Ненастоящий спор, когда просто процесс.
Но видимость активности и наличия смысла спора, наверное, создает иллюзии какие-то.
Например, что ты романтический герой, смельчак и беззаботный даже на войне красавец. И никакой не трус, а все тебе по плечу. Как вариант, гипотеза.
А может - прекрасная принцесса в недоступной башне, из которой нельзя выходить, потому что мама с папой не разрешают, а хорошие девочки просто ждут своих героев и отчаянно хотят выйти из башни, поэтому и зовут на помощь, возражая, привлекая внимание к себе. Не боишься кричать из башни, только выйти боишься. Как вариант, гипотеза.
В любом случае, спор ради спора может быть выгоден человеку, так как закрывает его потребности, например, в безопасности и в самоутверждении, при этом без существенной ответственности. А еще, когда снова и снова включается сценарий на отработку детской травмы - есть вероятность все-таки ее исцелить.

Друзья, в данном посте я поделилась своим личным мнением по поводу этого странного, на первый взгляд, поведения спорить ради спора. Буду рада вашим мнениям по этому поводу.

А если вы хотите задать мне вопрос или предложить тему для поста, заполните пожалуйста форму ниже)
Ваш реалистичный психолог
Эвелина Гаевская
https://forms.yandex.ru/u/5efb8e3984e0a72e203d38bd/


Комментарии

Популярные сообщения