четверг, 9 марта 2017 г.

Три главных мужских патриархальных мифа

muzhchina plyazh volny kamen 700x466 Мужчина на пляже   Man on the beach

Человеческие отношения и мотивации связаны со сценарным поведением. Которое, в свою очередь восходит к базовым ценностям, например, к инстинкту выживания, или же к культурно-историческим фактам, событиям, ценностям и социальным стереотипам. То, что одобряется обществом, будь то огромный внешний мир,или же малая социальная группа нашей семьи и близких, на нас влияет. 
На нас влияют законы государства ( государств?), в котором родились мы и наши предки. На нас влияют традиции, которые нарушить порой так же опасно, как и преступить закон. А традиции, так или иначе, - это религиозные верования и ритуалы, архетипы и мифология.
В этом посте я расскажу о трех мужских мифах, наиболее популярных в современной культуре и в современном обществе, которое по-прежнему патриархально. Эти мифы влияют, а часто попросту определяют выбор мужчины, его социальное поведение и, в конечно итоге - его судьбу и смысл его жизни.
Первые два мифа связаны с выбором женщины, как способа социализации мужчины. Итак, 

Миф первый. Жениться на принцессе.
Картинки по запросу шрек и фиона
кадр из мультфильма Шрек

В жизни этот миф может реализовываться в разных форматах, но суть его такова: мужчина, пройдя определенные испытания, инициации, и даже некие подвиги, получает в жены социально статусную девушку, с которой продолжает развиваться уже в новом , более высоком социальном статусе. По сути, этот миф о переходе мужчины из " сыновней" позиции в более социально высокую, в статус " патриарха". Ведь с "принцессой" мужчина имеет все шансы стать родоначальником целой династии героев, не говоря о том, что обычно к принцессам в качестве дополнения прилагается " полцарства в придачу", то есть немалые материальный и социальный капиталы.
Хорошо прокачан этот миф в русских сказках: такие герои, как Иванушка-дурачок, Емеля, или, в более позднем варианте Федот-стрелец,  наглядно демонстрируют нам суть данного мифа. Причем, этот миф работает и с героями, уже социально статусными. Например, Иван-царевич из сказок о Царевне-лягушке или Василисе Прекрасной ( Премудрой). Царевичи иваны, в будущем предположительно цари, все равно связывают свою жизнь с более статусными по сравнению с ними, царевичами, девушками. С девушками, знающими магию мироздания, ведающими, живущими по дхарме*.

Наиболее известный вариант этого мифа - библейский миф о Давиде. Напомню фабулу. 
Одно царство постигла война. А на стороне противника выступал огромный великан Голиаф. Он разорял селения и города, убивал жителей этой страны. Многие могучие воины пытались победить Голиафа, но были убиты, а их армии разгромлены. Царь объявил о награде тому, кто победит великана: свою дочь в жены и полцарства. Но уже многие храбрецы из тех, кто готов был бросить вызов Голиафу, сложили головы, взрослых и опытных воинов не осталось
Давид не был ни воином, ни мужчиной. Он был пастухом и подростком 13ти лет. Но он победил Голиафа, поразив его из пращи, а затем отрубив ему голову. Царь выполнил свое обещание, отдал свою дочь в жены Давиду, а также полцарства. Давид стал царем и правил долго и мудро. И, кстати, стал отцом мудрейшего из царей - Соломона.
(Надо отметить, что данная краткая трактовка является трактовкой мифа, а не жизнеописания царя Давида, так как с Давидом не все так просто и однозначно)

Качества мужчины этого мифа:
Чтобы достичь успеха, мужчине важно проявить не только и даже не столько силу ( во всех смыслах), сколько личностные качества. Прежде всего:
  • креативность, 
  • способность мыслить нестандартно,
  • готовность рисковать 

Также необходимы:
смелость и самоотверженность. 

Миф " жениться на принцессе" рассказывает нам о возможном сценарии перехода из архетипа Шута в архетип Императора, через архетип Воина (Героя). Или же, в классической трактовке каст, данный миф это один из возможных сценариев перехода из  шудры к сознанию брахмана через сознание кшатрия**.

Деструктивный аспект мифа
В деструктивном смысле данный миф акцентирует внимание на личности Героя-мужчины. При этом роль женщины, с которой Герой в дальнейшем продолжает род или начинает целую династию, сводится к вспомогательной. Принцесса изображается как " нагрузка" к материальным ценностям ( полцарства), а не Субъект, обладающий свободой воли. (Сравните с русскими сказками, где принцесса-Василиса ( чье имя само говорит за себя) имеет и свободу воли, и магичность, и мудрость, которыми Герой не обладает. И смысл воссоединения Ивана и Василисы именно в развитии, эволюции, в синтезе ее мудрости и знаний и его храбрости и силы)
В повседневной жизни символом деструктивного мифа " жениться на принцессе" является популярная термин " альфонс", которым награждают псевдогероев, имеющих целью не развитие, а потребление материальных благ. Обратим внимание, что имеющее немного другой смысл русское слово " приймак", означающее, что более сильный род жены принял мужчину из более слабого рода, звучит куда менее оскорбительно, чем " альфонс".


Миф второй. Стать Пигмалионом (сотворить жену)
Jean-Léon Gérôme, Pygmalion and Galatea, ca. 1890.jpg
Жан-Леон Жером
Пигмалион и Галатея1890 год
фр. Pygmalion et Galatée
Холстмасло. 88,9 × 68,6 см
Метрополитен-музейНью-ЙоркСША

Миф о Пигмалионе также распространенный в современном обществе патриархальный мужской сценарий для выбора себе жены. Напомню сюжет мифа.
Скульптор Пигмалион создал прекрасную статую из слоновой кости и влюбился в нее. Он попросил Афродиту даровать ему жену, столь же прекрасную, на что Афродита просто оживила статую. Пигмалион женился на бывшей статуе, ставшей женщиной по имени Галатея, и у них родилось двое сыновей и дочь. Но тут миф, как это всегда бывает в мифах, дает разные варианты для понимания. Так как, по одной из версий, в вышеупомянутом семействе имел место инцест: второго сына Галатей родила не от мужа, а от старшего сына, который, опять же, по другой версии, вовсе и не сын, а дочь... Предположительно, миф таким образом предупреждает нас о возможных деструктивных последствиях такого жизненного сценария, когда мужчина создает (выращивает) себе жену.
В обычной жизни такой сценарий очень распространен. И к тому же одобряется обществом. 
В определенных традиционно мужских профессиях ( военная служба, спорт) достичь высокого статуса можно довольно рано. И на пенсию там выходят тоже рано. Поэтому так неудивительны истории, когда мужчина с регалиями возраста 30+ знакомится с несовершеннолетней девушкой, имеет с ней вполне официальные отношения, дожидается ее совершеннолетия и возраста сексуального согласия, и затем женится. Этот процесс " подготовки" по сути девочки в "женщину для себя" может занять несколько лет. За это время мужчина может иметь отношения сексуального характера с более взрослыми женщинами, четко определяя формат " онли секс", а свою будущую жену буквально " растить и воспитывать" под тот формат жены, который бы ему хотелось иметь в будущем.
Качества мужчины этого мифа:
  • опытность, статусность, владение благами
  • постоянство и надежность
  • верность цели и выбранному курсу ( стратегии)
  • способность к стратегическому мышлению
  • властность


Многие родители также желают такой судьбы своим дочерям, так как это , по сути, проявление родительской заботы - организовать девочке такой брак, в котором она будет хорошо социально защищена.
К сожалению, такой вариант даже в мифической  ситуации с неодушевленным предметом - статуей чреват некоторыми рисками. Что уж говорить о рисках, связанных с женским взрослением и с раскрытием зрелой сексуальности. ( на эту тему есть другой миф - миф о Коре-Персефоне). Тем не менее. данный миф имеет место быть.

Деструктивный вариант мифа " Стать Пигмалионом"
Мужчины, выбравшие данный сценарий как основу своих взаимоотношений с женщиной, после развода сокрушаются: " Я ее нашел на помойке, а она меня предала". История одна и та же. Сначала мужчина " выращивает" себе жену,: занимается, как в одноименной пьесе Бернарда Шоу, ее образованием и воспитанием,  чуть не в буквальном смысле " отмывает" женщину, " вытаскивает из нее деревню", одевает стильно. Но потом жена, "вырастая", уходит. Родительская роль по отношению к партнеру закономерно этим заканчивается. 
Правда, мировой кинематограф предлагает нам поверить в другую сказку, но это сказка скорей для женщин:
Похожее изображение
кадр из фильма Красотка

Мужчинам, сторонникам мифа Стать Пигмалионом, хочется порекомендовать выбирать правильный материал для своей "статуи", из чего родится будущая Галатея. Не экономьте на материале, в общем. А также и учитывайте роль возрастных кризисов, неизбежных для каждого человека. 


Синхронизировав свои возрастные кризисы с возрастными кризисами выращенной вами жены, вы имеете шансы совместного развития.
В любом случае, относиться к живому человеку, как к ожившей статуе, не имеющей изначально своей воли и сознания - это ошибка. Ошибка управления.

Миф третий. Преодолеть своего Отца
The Mutiliation of Uranus by Saturn.jpg
Оскопление Урана КроносомДжорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI век, Палаццо ВеккьоФлоренция

Этот миф уже не связан напрямую с выбором женщины для продолжения рода. Этот миф непосредственно о мужских иерархических взаимоотношениях в обществе. Подробно этот миф проанализируем в отдельном посте. Здесь лишь отмечу, что в конструктивном варианте этот миф может выражаться в продолжении традиций и при этом в развитии их. Очень ярко такой жизненный сценарий может быть виден даже на обычном фото. 

См в посте Персональный бренд обязывает выбрать аватарку анализ фото Айрата Мардеева.

В деструктивном варианте жизненный сценарий поведения, основанного на этом мифе, может вести мужчину к маргинальному поведению, к утрате национальной или культурной принадлежности  или, как вариант, к смене сексуальной ориентации.

Важно также отметить, что данный миф и, как следствие, сценарий социального поведения, очень популярен в современном кинематографе. Некоторые фильмы на эту тему:

Проанализировав свои мотивации и свой жизненный сценарий, можно сделать вывод и о возможных рисках, и о возможных перспективах. 

А вы узнали свой миф?

© Эвелина Гаевская
Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях


фото firestock.ru
* Дхарма, кратко: совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка (Википедия)
**Ва́рна (санскр. वर्णvarṇ IAST, «качество, цвет, категория») — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества[1].
  • брахманы — жрецы, учёные, подвижники
  • кшатрии — воины, правители
  • вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
  • шудры — слуги, наёмные рабочие. (Википедия)

Translate

Ярлыки

агрессия анна варга анонс архетипы ассоциации базовые прошивки базовые прошивки фрактальные комплексы бизнес битые фракталы видео власть выбор гендер генетика деньги доминирование женские инициации женщина в социуме жизненные циклы жизнь теория практика записки ФА-консультанта игра с ненулевой суммой имидж имя инициации институт инновационных технологий интернет интернет-профессии информационное поле информационные вирусы информационный иммунитет информация инфотехнологии искусство как выйти из кризиса кинематограф книги коллективное сознание контакт конфликт креативное я кризис культурный код курс индивидуального коучинга эвелины гаевской литература личные границы локус контроля лурия манипуляции сознанием маркетинг матрицы медитации мемы мероприятия метафоры мифы мода мозг мотивация мужчина и женщина мышление намерение нарциссизм нейрофизиология о женщинах и их любви к мужчинам освоение отзывы о компаниях. целеполагание отношения падения моделей на подиуме видео память поколений персональный бренд поведенческий фк потребности предсобытие притча об оскорблениях притча про слона и мудрецов притчи проекция проживание потери профанация психотерапии пси-защиты пси-практикум психология психотравма ресурсы рецензии речь ритуалы родительская фигура Родовое Я ролло мэй руны русская вышивка сам себе психолог самооценка саморегуляция сексизм в рекламе сексуальность семейная система семья сериал однажды в сказке символы симпатическая магия синхроны системное мышление системное я сказкотерапия событийный фк сонди социальные сети социальные тренды социальный капитал социумное я судьба судьбоанализ супер-эго сценарий счастье творчество телесная разумность технологии влияния точка бифуркации треугольник карпмана-берна удовлетворение уникальное я ФА-практика фа-структура личности феномены сознания фигура отца Физическое Я философия философия игры фильмы финансовая разумность фон фракталы в психологии фрактальная ветка фрактальная динамика фрактальные комплексы фрактальный анализ фрэзер золотая ветвь целеполагание цикличность цнс эволюция эмоциональная разумность энергетическая яма эшер я рекомендую язычество nova

Аккаунт ФБ