вторник, 8 августа 2017 г.

Идеи как вирус для психики

Fantastika makiyah Fantasy Plastic Make Up 2304   1296 700x393 Фантастика макиях   Fantasy Make Up

Ученые не дают однозначного ответа, что такое вирус. Принадлежит ли он к органическим существам, или это неорганический элемент? Обладает ли вирус разумом? Земного ли происхождения это явление? Есть много гипотез, и нет однозначного ответа на эти вопросы. Но принцип жизнедеятельности вируса ученые смогли обозначить, я очень упрощенно приведу схему.
Как работает вирус
Вирус не живет сам по себе, самостоятельно. Он находится в состоянии чего-то вроде анабиоза ( если этот термин вообще применим в отношении вирусов). Активизируется вирус лишь внедряясь в клетку-носитель. После внедрения вируса, естественно, клетка уже не может быть прежней, она меняется. Может измениться формально, функционально, стратегически. Изменившись, клетка начинает делиться, взаимодействует с другими клетками организма, заставляя их тоже меняться и влияя на метаболизм в целом. С изменением метаболизма, живое существо начинает менять свое поведение (чтобы обеспечить вирусу условия для жизнедеятельности).
Защита от вируса
От вирусов нас защищает иммунитет, который может выражаться, например, в сопротивлении клеток внедрению вируса ( вирус попросту не проникает в клетку), или же в блокировке деления клеток , пораженных вирусом ( распространение вируса на весь организм становится невозможным). Если в целом организм имеет слабый иммунитет, то вероятность вирусовки возрастает.
Выгода от вируса
В основе эволюции лежат качественные изменения, мутации. Собственно, это и осуществляют вирусы - они заставляют клетки мутировать, приобретать новые преимущества, способности к адаптации. Стоит только помнить, что абсолютное большинство мутаций, вызванных вирусами - нежизнеспособны. Интерес для эволюции представляет очень малая часть изменений, которые сохраняются и в будущих поколениях, причем сохраняются именно как преимущество.

Какое отношение это имеет к психологии, к общению между людьми, к поведению людей? Прямое.
Любая информация имеет вирусную природу.
Что делают информационные вирусы с человеческим сознанием, как влияют на выбор человека, на его социальное поведение, а также версию, что такое порча и сглаз - читайте ниже примеры и объяснение алгоритмов.
Аргументы от ученых и технологии применения
О вирусной природе информации заявил Ричард Докинз в работе "Эгоистичный ген", где он ввел понятие мем (meme), как единицы культурной информации.
см также Тезаурус

В настоящее время концепция меметики активно используется в информационных технологиях: в политологии, рекламе и пиаре, маркетинге, медиа... Также огромное влияние на коллективное сознание человечества в целом  оказывает кинематограф. 
Вышеперечисленные технологии распространяют идеи - мемы, информационные единицы.И эти инфоединицы ведут себя подобно вирусам в организмах. Наша психика , индивидуальное и коллективное сознание - это такой же носитель для мемов (идей), как биологическая клетка для вируса.

Информационный иммунитет
Как и организм, общественное сознание, или же сознание отдельно взятого человека, способно сопротивляться инфовирусам. Для обозначения этого феномена, я использую термин информационный иммунитет
Исследования советского нейропсихолога Лурии А.Р. в 20е годы прошлого столетия выявили интересное явление. Было экспериментально доказано, что культурная среда способна влиять на зрительное восприятие объектов в физиологическом смысле. Люди буквально не способны увидеть, заметить те или иные предметы, если не имеют о них информации. Таким образом, сознание человека "фильтрует" поступающую информацию из внешней среды, способную изменить сознание.

см. также отрывок из лекции Информационные вирусы, как укрепить информационный иммунитет Как влиять на поведение людей посредством информации

Подобно тому, как ослабленный организм становится более уязвимым для вирусов, соответствующим образом подготовленное сознание человека может быть готово для внедрения определенных идей извне. Этот процесс также называется инсталляцией мемов.

Любому человеку внедряли инфовирусы
Несколько очень обыденных примеров из практики, с которыми сталкивался любой человек:

  • Выступления ораторов на митингах, "управление толпой"
  • Встречи млм-лидеров
  • Сплетни (клевета)
  • Продающие тексты (формат нлп) и технологии продаж, например, работа с возражениями
  • Рекламные ролики
  • Романтические комедии, фильмы о любви, фильмы о героях

О клевете (как о сплетнях большого масштаба), о том, как маленькое зернышко информации прорастает и во что превращается, прекрасно и образно говорит персонаж из гениальной пьесы гениального Огюста Бомарше "Безумный день или Женитьба Фигаро":
Клевета, сударь! Вы сами не понимаете, чем собираетесь пренебречь. Я видел честнейших людей, которых клевета почти уничтожила. Поверьте, что нет такой пошлой сплетни, нет такой пакости, нет такой нелепой выдумки, на которую в большом городе не набросились бы бездельники, если только за это приняться с умом, а ведь у нас здесь по этой части такие есть ловкачи!.. Сперва чуть слышный шум, едва касающийся земли, будто ласточка перед грозой, шелестящий, быстролетный, сеющий ядовитые семена. Чей-нибудь рот подхватит семя и ловким образом сунет вам в ухо. Зло сделано - оно прорастает, ползет вверх, движется - и пошла гулять по свету чертовщина! И вот уже, неведомо отчего, клевета выпрямляется, свистит, раздувается, растет у вас на глазах. Она бросается вперед, ширит полет свой, клубится, окружает со всех сторон, срывает с места, увлекает за собой, сверкает, гремит и, наконец, хвала небесам, превращается во всеобщий крик всего общества, в дружный хор ненависти и хулы. - (Базиль)
Сплетни и клевета это вообще феномен, заслуживающий отдельного обсуждения. Здесь отмечу лишь, что развитию клеветы способствует то, что люди больше склонны верить негативной информации о других, чем о позитивной. Но именно клевета и сплетни способны изменить репутацию человека, тем самым влияя на его социальный капитал и меняя его социальное поведение.

см также Старая сказка для немолодых принцесс
Примеры манипуляций, используемых на тренингах

Зачем инфовирусу эмоции
Во всех вышеуказанных примерах сознание человека сначала готовится эмоционально (например, в фильме посредством тревожной музыки и видеоряда, в текстах или речах через интригу : "разве вы еще не слышали об этом? это же знают все!"), а затем уже озвучивается (обозначается) сама идея, которую предлагается воспринять и согласиться с ее правом на существование. Как только идея принимается и признается значимой - она начинает развиваться, подкрепляться событийно и эмоционально. Мозг ищет аналогии идеи и находит, мы начинаем менять свое поведение в соответствии с этой новой идеей.

Известен также принцип постепенного  привыкания к той или иной ранее отвергаемой идее, называемый окном Обертона. Здесь эмоции, связанные с событием, наоборот, постепенно выхолащиваются, исчезают.

Страх как вход
Главной эмоцией для "входа" вируса в сознание является страх (страх потери\неполучения ресурсов, страх неизвестности, страх социальной изоляции). А любой страх, так или иначе, восходит к страху смерти: к телесному страху физической смерти, либо к экзистенциальному страху небытия как такового.

Поэтому в технологиях продаж так много внимания уделяется работе с так называемыми " болями клиента". Сыграть на боли и избавить от страха смерти, предложив купить некую "волшебную таблетку" в виде какого-то товара или услуги - это ли не прекрасно? 

Но надо отметить, что и другие эмоции вполне подходят для внедрения инфовируса. Например радость, многократно усиленная до эйфории - прекрасный способ снизить критичность сознания человека ( убрать фильтры). Этот способ часто используют на тренингах, где прокачивается это состояние эйфорической радости посредством бодрой музыки, активных лозунгов и ощущения принадлежности к общности, где все друг друга поддерживают и принимают. После такой прокачки часто предлагается совершить покупку чего-либо.

Пропуск активирован
По сути, вместе с эмоцией мы можем добровольно впустить ту или иную идею в наше сознание, не отфильтровывая ее. Идея приживается, развивается, влияет на "метаболизм" и реакции, и, как следствие - на поведение, в том числе и при социальном общении.
Целью " пропуска на вход" тех или иных инфовирусов становится удовлетворение основных потребностей (питание, размножение, доминирование). Все эти потребности мы удовлетворяем в социуме.
Любое обучение, любой обмен информацией по своей сути является инсталляцией мемов, которые в дальнейшем будут определять поведение.

Пара слов о негативном влиянии идей-вирусов из пси-практики

Многие люди испытывают беспокойство из-за своих жизненных проблем и часто обозначают это фразами:
"меня как будто кто-то сглазил"
" как будто бы порча"
" я это сделал, как будто бы меня загипнотизировали"
То есть на уровне ощущений люди способны чувствовать информационное воздействие извне, но " упаковывают" эти ощущения в формулировке о порче или гипнозе. Окружение вполне может эту идею подкрепить ( особенно, если человек обратился к эзотерикам).

Здесь очень важно вернуть локус контроля из внешней среды в свое сознание. 

Да, люди способны влиять друг на друга информационно. Мы все ежедневно пользуемся этой способностью, попросту разговаривая друг с другом. 
Речь - это:

  • способ коммуникации,
  • способ передачи информации,
  • способ транспортировки смыслов  из сознания одного Субъекта к сознанию другого,
  • способ формирования коллективного сознания, общественного мнения и , собственно, информационного поля, среды, в которой мы живем.

Да, возможно, кто-то сказал какую-то фразу вам или кому-то из вашего окружения в формате "сплетни"  или же даже " пожелания вам". 

Фраза даже могла быть не замечена , но вы бессознательно ее запомнили. Или просто узнали, решили , что слово было сказано. И эта чужая фраза вполне могла изменить ваше поведение и формат ваших социальных контактов.

Ваше подсознание подкрепило эту информацию аналогиями из вашей жизни или примерами из жизни других людей. Все эти истории так или иначе, вызывали у вас эмоции. Тот самый психологический якорь, пока еще не закрепленный телесно. 
Но с возникновением таких же эмоций, вы эту незамеченную ранее идею " вспомнили", начали размышлять, и вот уже "выпрямляется, свистит, раздувается, растет у вас на глазах". 
А вы начинаете менять свое поведение, вполне конкретно: ограничивать свое общение с людьми, которых подозреваете ( а заодно и с их друзьями , и с людьми просто чем-то похожими), испытывать напряжение ( страх) при новых знакомствах. 
Вы меняете свой социальный капитал. Вы принимаете неверные решения, так как попросту боитесь ошибиться, при этом стремясь ошибиться, чтобы подтвердить свои подозрения, что кто-то что-то сделал против вас...
И вот уже идея закрепляется на уровне эмоций, на уровне мышечного напряжения\расслабления и социальных взаимодействий. Вы сами ее впустили.

Не все идеи одинаково жизнеспособны

Подобно вирусам, так и не проникшим дальше клетки, подобно мутациям, не все из которых жизнеспособны, внедренные идеи могут прижиться, а могут и не прижиться. Мало проникнуть в сознание, мало закрепиться там, надо быть постоянно активными.

Но даже развившиеся в фобию или болезнь идеи, подкрепленные целыми комплексами реакций и событий, имеют свой срок жизни. Без постоянной прокачки мыслями, переживаниями и действиями, в результате подтверждающими эти идеи, инфовирусы отмирают.

Аналогично работает эта схема и в отношении попыток начать новую жизнь с понедельника. Решимость и, может, даже эйфория от выбранной цели постепенно исчезают. А если не продолжать движение, шаги в сторону достижения своей цели, идея быстро перестает вдохновлять ( то есть инициировать изменения).

Кое-что зависит от тебя
Можно стать жертвой вируса " все мужчины плохо поступают с женщинами\все женщины плохо поступают с мужчинами". Можно на эту тему испытать разнообразнейшие эмоции - возмущение, страх, злорадство, даже радость ( если удастся мужчину\женщину победить). Можно бессознательно искать подтверждения этой идее, выбирая " подходящих" для этого мужчин и женщин, создавать закономерные события и воспоминания. 
И можно однажды просто прекратить питать эту идею собой, собственной жизнью, временем и энергией. И через какое-то время, если обстоятельства будут благоприятны, эта идея перестанет быть активной, ее место займет другая, более конструктивная. Например: 
"разные мужчины поступают с разными женщинами по-разному".

Резюмируя:

  • Человеку можно внедрить идею, " раскачав" его эмоционально, например, через страх или эйфорию.
  • Если идея достаточно подкреплена эмоциями и событиями, человек начинает менять свое привычное поведение с другими людьми.
  • Чтобы идея была активной в сознании человека, идею нужно постоянно подкреплять эмоциями, действиями и событиями в социуме.
  • Осознание той или иной активной идеи, при благоприятных условиях, влечет за собой управление. В случае, если осознанная идея является разрушительной или неполезной, формируется информационный иммунитет - распространение  инфовируса в эмоции , поведение и события блокируется.
  • Все люди обмениваются идеями-мемами, часть из которых полезны и дают развитие сознания.


Отдельного внимания, заслуживает такое явление, как ретравматизация во время психотерапии, из-за внедрения в сознание клиента неполезных для него идей, но об этом стоит рассказать подробнее в следующих постах.



фото firestock.ru
Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях



Translate

Ярлыки

агрессия анна варга анонс архетипы ассоциации базовые прошивки базовые прошивки фрактальные комплексы бизнес битые фракталы видео власть выбор гендер генетика деньги доминирование женские инициации женщина в социуме жизненные циклы жизнь теория практика записки ФА-консультанта игра с ненулевой суммой имидж имя инициации институт инновационных технологий интернет интернет-профессии информационное поле информационные вирусы информационный иммунитет информация инфотехнологии искусство как выйти из кризиса квадрат декарта кинематограф книги коллективное сознание контакт конфликт креативное я кризис культурный код курс индивидуального коучинга эвелины гаевской литература личные границы локус контроля лурия манипуляции сознанием маркетинг матрицы медитации мемы мероприятия метафоры мифы мода мозг мотивация мужские инициации мужчина и женщина мышление намерение нарциссизм нейрофизиология о женщинах и их любви к мужчинам освоение отзывы о компаниях. целеполагание отношения падения моделей на подиуме видео память поколений персональный бренд поведенческий фк потребности предсобытие притча об оскорблениях притча про слона и мудрецов притчи проекция проживание потери профанация психотерапии пси-защиты пси-практикум психология психотравма ресурсы рецензии речь ритуалы родительская фигура Родовое Я ролло мэй руны русская вышивка сам себе психолог самооценка саморегуляция сексизм в рекламе сексуальность семейная система семья сериал однажды в сказке символы симпатическая магия синхроны системное мышление системное я сказкотерапия событийный фк созависимость сонди социальная инженерия социальные сети социальные тренды социальный капитал социумное я судьба судьбоанализ супер-эго сценарий счастье творчество телесная разумность технологии влияния точка бифуркации треугольник карпмана-берна удовлетворение уникальное я ФА-практика фа-структура личности феномены сознания фигура отца Физическое Я философия философия игры фильмы финансовая разумность фон фракталы в психологии фрактальная ветка фрактальная динамика фрактальные комплексы фрактальный анализ фрэзер золотая ветвь целеполагание цикличность цнс эволюция эмоциональная разумность энергетическая яма эшер я рекомендую язычество nova

Аккаунт ФБ